@ARTICLE{26583223_935251304_2024, author = {Д. Р. Ахмеджанова and Е. Г. Лизунова}, keywords = {, саморегуляция обучения, валидность, надежность, эксплораторный факторный анализ, конфирматорный факторный анализсовременная теория тестирования}, title = {Разработка и первоначальная апробация опросника стратегий саморегулируемого обучения для учащихся начальной школы}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2024}, volume = {21}, number = {2}, pages = {387-407}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2024-21-2/935251304.html}, publisher = {}, abstract = {Саморегулируемое обучение относится к процессам постановки целей, отслеживания прогресса, выбора стратегий и пересмотра целей обучения. Многочисленные данные исследований показывают положительную связь между саморегуляцией обучения и академической успеваемостью, мотивацией, благополучием и другими конструктами. В статье представлены первоначальные результаты апробации опросника стратегий саморегуляции обучения (опросник СРО). Опросник стратегий саморегуляции обучения включает 12 пунктов, посвященных стратегиям организации среды, времени и обучения по шкале Ликерта в диапазоне от 1 (почти никогда) до 4 (почти всегда). В исследовании использовалась единая система оценки валидности (Messick, 1995), которая позволила провести анализ валидности, основываясь на содержательных, конвергентных и дискриминантных доказательствах, включая внутреннюю согласованность опросника. Применение методов классической теории тестирования (КТТ) с использованием эксплораторного и конфирматорного анализа, а также оценка надежности и корреляции Пирсона на выборке 1877 четвероклассников предоставили первоначальные доказательства валидности опросника СРО, предложив однофакторную модель. Однофакторная модель опросника стратегий саморегулируемого обучения была подтверждена на другой выборке учеников начальной школы (n = 317). Дополнительный анализ с применением современной теории тестирования выявил дифференцированное функционирование утверждений 2, 5 и 6 в зависимости от пола учащихся. Схожий анализ не выявил дифференцированное функционирование утверждений в зависимости от места проживания. Совокупные данные показали приемлемые свойства однофакторного опросника стратегий саморегулируемого обучения (α = 0.83; ωh = 0.71, ωt = 0.85). Таким образом, опросник может быть рекомендован для использования в исследованиях и педагогической практике.}, annote = {Саморегулируемое обучение относится к процессам постановки целей, отслеживания прогресса, выбора стратегий и пересмотра целей обучения. Многочисленные данные исследований показывают положительную связь между саморегуляцией обучения и академической успеваемостью, мотивацией, благополучием и другими конструктами. В статье представлены первоначальные результаты апробации опросника стратегий саморегуляции обучения (опросник СРО). Опросник стратегий саморегуляции обучения включает 12 пунктов, посвященных стратегиям организации среды, времени и обучения по шкале Ликерта в диапазоне от 1 (почти никогда) до 4 (почти всегда). В исследовании использовалась единая система оценки валидности (Messick, 1995), которая позволила провести анализ валидности, основываясь на содержательных, конвергентных и дискриминантных доказательствах, включая внутреннюю согласованность опросника. Применение методов классической теории тестирования (КТТ) с использованием эксплораторного и конфирматорного анализа, а также оценка надежности и корреляции Пирсона на выборке 1877 четвероклассников предоставили первоначальные доказательства валидности опросника СРО, предложив однофакторную модель. Однофакторная модель опросника стратегий саморегулируемого обучения была подтверждена на другой выборке учеников начальной школы (n = 317). Дополнительный анализ с применением современной теории тестирования выявил дифференцированное функционирование утверждений 2, 5 и 6 в зависимости от пола учащихся. Схожий анализ не выявил дифференцированное функционирование утверждений в зависимости от места проживания. Совокупные данные показали приемлемые свойства однофакторного опросника стратегий саморегулируемого обучения (α = 0.83; ωh = 0.71, ωt = 0.85). Таким образом, опросник может быть рекомендован для использования в исследованиях и педагогической практике.} }