TY - JOUR TI - Как современная психометрика может изменить тестирование интеллекта детей и подростков в России T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - тесты интеллекта KW - психометрика KW - современная теория тестирования (IRT) KW - компьютерное адаптивное тестирование KW - многоступенчатое тестирование KW - дети школьного возраста AB - Оценка уровня интеллектуального развития у детей и подростков является важным элементом психодиагностики и позволяет понять природу трудностей, связанных с обучением. Тесты на интеллект имеют более чем столетнюю историю, но даже современные версии наиболее популярных тестов интеллекта (например, тест Векслера или Стенфорда-Бине) ограничены наследием своих бумажных версий. В то же время с появлением вычислительных мощностей и компьютеризации тестов психометрика претерпела значительное развитие и открыла новые возможности в оценивании. Применение современной психометрики в полной мере может привести к революционным изменениям в измерении интеллекта. В статье предложено описание текущей ситуации в сфере измерения интеллекта детей и подростков в России и мире и рассмотрено применение новых методологических решений для улучшения качества оценивания. Представлены такие возможности современной психометрики, как использование инновационных типов заданий, использование универсального дизайна при разработке теста, компьютерное адаптивное тестирование и многоступенчатое тестирование, применение многомерных моделей IRT для обоснования конструктной и критериальной валидности, переход от дискретных норм к непрерывному нормированию, лонгитюдные измерения. Совокупность этих свойств компьютерного формата тестирования интеллекта позволит 1) повысить мотивацию респондентов и сократить время прохождения теста, 2) оценивать прогресс ребенка и делать это так часто, как необходимо, предъявляя каждый раз разные версии теста, 3) существенно снизить ошибки при администрировании теста и подсчете результатов, а также обеспечить его защиту от использования непрофессионалами. AU - Т. Н. Канонир AU - Д. А. Федерякин AU - Т. И. Логвиненко AU - Е. А. Орел AU - А. А. Куликова UR - https://psy-journal.hse.ru/2024-21-1/910203735.html PY - 2024 SP - 101-122 VL - 21