@ARTICLE{26583223_875682356_2023, author = {А. С. Белорусец}, keywords = {, символическое опосредствование, психологическая топология пути, понимательный топос, зигзаг свободного осмысленного действиясамодвижение Я}, title = {Узел развития: от М.К. Мамардашвили к Л.С. Выготскому. Опыт персонологической компаративистики}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2023}, volume = {20}, number = {4}, pages = {718-739}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2023-20-4/875682356.html}, publisher = {}, abstract = {В разных контекстах разными исследователями были предложены различные модели акта раз­вития. Настоящая работа посвящена выявлению общих черт этих моделей и попытке их продук­тивного синтеза. Рассматриваются содержатель­ные параллели между тремя моделями, сформу­лированными Л.С. Выготским: моделью инструментального акта, моделью зигзага свободного осмысленного действия и моделью динамики психологического возраста. Показаны структур­ная близость и преемственность, которые суще­ствуют между ними. В первой модели возникает идея непрямого движения; кроме того, важно, что опосредующее звено — X (культурное средство) — имеет «двойную природу»: вещную и смысловую. Во второй модели, созданной под влиянием диалога Л.С. Выготского с К. Левином, смысловое поле возникает как отдельный план, в котором должен выстроить свой маршрут действующий субъект. В третьей модели делается акцент на развитии самого субъекта через развитие его смыслового поля. Эти модели, в свою очередь, сравниваются с серией графических моделей развития, предложенных в разных контекстах М.К. Мамардашвили, реконструированных и обобщенных А.А. Парамоновым. Траектория движения в них очень близка траектории движения в работах Л.С. Выготского, но есть и различия. Во-первых, у ­­­М.К. Мамардашвили акт развития всегда запускается извне, через впечатление, в то ­время как у Л.С. Выготского может иметь место и произвольное обращение к средству. Во-вторых, модели М.К. Мамардашвили содержат наглядное представление этапа «выворачивания наизнан­ку» жизненного поля через выбранный символ-средство. Эта идея близка идее катарсиса, выска­занной Л.С. Выготским в «Психологии искус­ства», однако не получившей наглядного выраже­ния в его работах. Модели Л.С. Выготского и М.К. Мамардашвили рассматриваются как дополняющие друг друга. Предпринимается попытка совместить их «по общим точкам» на одном рисунке. Полученная модель самодвиже­ния Я может служить иллюстрацией символиче­ского опосредствования (в противовес опосред­ствованию знаковому).}, annote = {В разных контекстах разными исследователями были предложены различные модели акта раз­вития. Настоящая работа посвящена выявлению общих черт этих моделей и попытке их продук­тивного синтеза. Рассматриваются содержатель­ные параллели между тремя моделями, сформу­лированными Л.С. Выготским: моделью инструментального акта, моделью зигзага свободного осмысленного действия и моделью динамики психологического возраста. Показаны структур­ная близость и преемственность, которые суще­ствуют между ними. В первой модели возникает идея непрямого движения; кроме того, важно, что опосредующее звено — X (культурное средство) — имеет «двойную природу»: вещную и смысловую. Во второй модели, созданной под влиянием диалога Л.С. Выготского с К. Левином, смысловое поле возникает как отдельный план, в котором должен выстроить свой маршрут действующий субъект. В третьей модели делается акцент на развитии самого субъекта через развитие его смыслового поля. Эти модели, в свою очередь, сравниваются с серией графических моделей развития, предложенных в разных контекстах М.К. Мамардашвили, реконструированных и обобщенных А.А. Парамоновым. Траектория движения в них очень близка траектории движения в работах Л.С. Выготского, но есть и различия. Во-первых, у ­­­М.К. Мамардашвили акт развития всегда запускается извне, через впечатление, в то ­время как у Л.С. Выготского может иметь место и произвольное обращение к средству. Во-вторых, модели М.К. Мамардашвили содержат наглядное представление этапа «выворачивания наизнан­ку» жизненного поля через выбранный символ-средство. Эта идея близка идее катарсиса, выска­занной Л.С. Выготским в «Психологии искус­ства», однако не получившей наглядного выраже­ния в его работах. Модели Л.С. Выготского и М.К. Мамардашвили рассматриваются как дополняющие друг друга. Предпринимается попытка совместить их «по общим точкам» на одном рисунке. Полученная модель самодвиже­ния Я может служить иллюстрацией символиче­ского опосредствования (в противовес опосред­ствованию знаковому).} }