@ARTICLE{26583223_875624166_2023, author = {Т. В. Кочетова}, keywords = {, транспортное поведение, проэкологическое сознание, проэкологическое поведение, риск, активный способ передвижения, мобильностьCOVID-19}, title = {Особенности проэкологического дорожного поведения жителей мегаполиса в условиях риска (на примере пандемии COVID-19)}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2023}, volume = {20}, number = {4}, pages = {666-678}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2023-20-4/875624166.html}, publisher = {}, abstract = {В настоящей статье рассматриваются результа­ты пилотажного исследования транспортного поведения жителей мегаполиса, связанного с предпочтениями более экологичных видов транспорта в ситуации высокого риска — панде­мии COVID-19. Выборку исследования соста­вили жители Москвы и Московской области: 58 человек (23 мужчины и 35 женщин). Были собраны данные об их предпочтениях при выбо­ре транспорта в периоды до и во время панде­мии (оценки собирались в ситуации наиболее острой изоляции) и спустя 6 месяцев пандемии (повторный опрос). Из первоначальной выбор­ки количество респондентов, прошедших пов­торный опрос, составило 29 человек. Результаты проведенного пилотажного исследования показали, что жители мегаполиса существенно ограничили свои передвижения на обществен­ном транспорте (как более удобном и более эко­логичном) во время пандемии, предпочитая использование личного автомобиля. Однако спустя полгода после снятия жестких ограниче­ний мобильности и снижения уровня риска заражения COVID-19 (в летний период) выбор в пользу общественного транспорта стал возвращаться на допандемийный уровень. Также обна­ружена положительная динамика в предпочтениях езды на велосипеде как активного способа передвижения. Полученные результаты проде­монстрировали важность и необходимость, во-первых, проведения комплексных исследований, направленных на изучение предпочтений более экологически чистых видов транспорта, и, во-вторых, разработки мер, направленных на постепенное изменение паттернов, характерных для проэкологического поведения (например, использование общественного транспорта, велосипеда, электросамоката, отказ от использования дизельного топлива и др.) населения крупных городов. Такого рода меры должны стать ­­­­частью государственной политики и отдельных локальных инициатив, направленных на форми­рование проэкологического сознания, обеспечи­вающего более оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой мегаполиса.}, annote = {В настоящей статье рассматриваются результа­ты пилотажного исследования транспортного поведения жителей мегаполиса, связанного с предпочтениями более экологичных видов транспорта в ситуации высокого риска — панде­мии COVID-19. Выборку исследования соста­вили жители Москвы и Московской области: 58 человек (23 мужчины и 35 женщин). Были собраны данные об их предпочтениях при выбо­ре транспорта в периоды до и во время панде­мии (оценки собирались в ситуации наиболее острой изоляции) и спустя 6 месяцев пандемии (повторный опрос). Из первоначальной выбор­ки количество респондентов, прошедших пов­торный опрос, составило 29 человек. Результаты проведенного пилотажного исследования показали, что жители мегаполиса существенно ограничили свои передвижения на обществен­ном транспорте (как более удобном и более эко­логичном) во время пандемии, предпочитая использование личного автомобиля. Однако спустя полгода после снятия жестких ограниче­ний мобильности и снижения уровня риска заражения COVID-19 (в летний период) выбор в пользу общественного транспорта стал возвращаться на допандемийный уровень. Также обна­ружена положительная динамика в предпочтениях езды на велосипеде как активного способа передвижения. Полученные результаты проде­монстрировали важность и необходимость, во-первых, проведения комплексных исследований, направленных на изучение предпочтений более экологически чистых видов транспорта, и, во-вторых, разработки мер, направленных на постепенное изменение паттернов, характерных для проэкологического поведения (например, использование общественного транспорта, велосипеда, электросамоката, отказ от использования дизельного топлива и др.) населения крупных городов. Такого рода меры должны стать ­­­­частью государственной политики и отдельных локальных инициатив, направленных на форми­рование проэкологического сознания, обеспечи­вающего более оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой мегаполиса.} }