@ARTICLE{26583223_859948525_2023, author = {Е. А. Валуева and Н. М. Лаптева}, keywords = {, инсайт, эмоциональное состояние, анаграммы, Ага-переживаниеАх, да-переживание}, title = {

«Ага!» и «Ах, да!»: как эмоции влияют на субъективное переживание инсайта

}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2023}, volume = {20}, number = {3}, pages = {428-444}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2023-20-3/859948525.html}, publisher = {}, abstract = {Под инсайтом понимается особый способ решения задачи, когда происходит неожиданное понимание правильного ответа, сопровождающееся особым ярким чувством, которое часто называют озарением или Ага-переживанием. Некоторое время назад исследователи стали изучать не только переживание инсайта после успешного решения задачи, но и переживание инсайта, когда решение предлагается испытуемому в готовом виде (Ах, да-переживание). Мы предложили две альтернативные модели влияния эмоционального состояния на вероятность возникновения Ага- и Ах, да-переживаний. Согласно первой модели, положительное эмоциональное состояние недифференцированно относится испытуемым на счет положительных эмоций от инсайта, поэтому испытуемые с большей вероятностью дают оценки инсайтности в любой ситуации. Вторая гипотеза связывает процессы оценки инсайтности с каузальной атрибуцией, при которой причины неудач атрибутируются внешним обстоятельствам, а причины успеха — внутренним факторам. При правильном решении (в ситуации удачи) предсказание совпадает с первой гипотезой. В случае неуспешного решения (неудачи) предсказание противоположно. Мы провели исследование на материале решения анаграмм, в котором для изменения эмоционального состояния испытуемых использовали индуцирующие видео. Опросник, направленный на оценку состояния испытуемых, показал, что при помощи наших воздействий мы улучшили настроение испытуемых, снизили тревожность и усталость. Результаты анализа соответствовали второй гипотезе: в группе испытуемых, просматривавших видео (позитивное настроение) ответы на нерешенные анаграммы значимо реже оцениваются как инсайтные, по сравнению с другой группой, а ответы на решенные анаграммы - наоборот, чаще оцениваются как инсайтные. Обсуждается, что механизмы влияния эмоционального состояния на оценки инсайта могут быть разными в зависимости от типа инсайта, и могут быть связаны с разными типами фокуса внимания, с разными стратегиями принятия решений или с эффектами эмоционального соответствия.}, annote = {Под инсайтом понимается особый способ решения задачи, когда происходит неожиданное понимание правильного ответа, сопровождающееся особым ярким чувством, которое часто называют озарением или Ага-переживанием. Некоторое время назад исследователи стали изучать не только переживание инсайта после успешного решения задачи, но и переживание инсайта, когда решение предлагается испытуемому в готовом виде (Ах, да-переживание). Мы предложили две альтернативные модели влияния эмоционального состояния на вероятность возникновения Ага- и Ах, да-переживаний. Согласно первой модели, положительное эмоциональное состояние недифференцированно относится испытуемым на счет положительных эмоций от инсайта, поэтому испытуемые с большей вероятностью дают оценки инсайтности в любой ситуации. Вторая гипотеза связывает процессы оценки инсайтности с каузальной атрибуцией, при которой причины неудач атрибутируются внешним обстоятельствам, а причины успеха — внутренним факторам. При правильном решении (в ситуации удачи) предсказание совпадает с первой гипотезой. В случае неуспешного решения (неудачи) предсказание противоположно. Мы провели исследование на материале решения анаграмм, в котором для изменения эмоционального состояния испытуемых использовали индуцирующие видео. Опросник, направленный на оценку состояния испытуемых, показал, что при помощи наших воздействий мы улучшили настроение испытуемых, снизили тревожность и усталость. Результаты анализа соответствовали второй гипотезе: в группе испытуемых, просматривавших видео (позитивное настроение) ответы на нерешенные анаграммы значимо реже оцениваются как инсайтные, по сравнению с другой группой, а ответы на решенные анаграммы - наоборот, чаще оцениваются как инсайтные. Обсуждается, что механизмы влияния эмоционального состояния на оценки инсайта могут быть разными в зависимости от типа инсайта, и могут быть связаны с разными типами фокуса внимания, с разными стратегиями принятия решений или с эффектами эмоционального соответствия.} }