TY - JOUR TI -
Влияние эмоциональной оценки двойственного логотипа на последействие его фигуры и фона
T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - двойственные логотипы KW - неосознаваемые значения KW - негативный выбор KW - позитивный выбор KW - фигура и фон KW - эмоциональные оценки AB - Исследование посвящено изучению влияния эмоций на последействие фигуры и фона двойственных изображений, в роли которых выступают логотипы. Сорока испытуемым, принявшим участие в эксперименте, предлагалось распределить по степени привлекательности десять логотипов, пять из которых были однозначными, а пять - двойственными, содержащими явное и скрытое значение. На следующем этапе испытуемые совершали выбор в пользу одного из шести предложенных им названий продукции, которую потенциально могла бы производить фирма, представленная одним из десяти оцененных им ранее логотипов. Названия продукции могли быть связаны с явным значением логотипа (фигурой), с его скрытым значением (фоном), а также могли быть не связаны с логотипом. Последействие фигуры и фона оценивалось по частоте выбора испытуемыми названий, которые, согласно их мнению, соответствовали продукции фирм, представленных логотипами. Проверялись следствия двух теорий относительно последействия фигуры и фона двойственных логотипов в зависимости от их эмоциональных оценок. Результаты исследования подтверждают концепцию негативного выбора В.М. Аллахвердова, согласно которой последействие фигуры всегда позитивно, а последействие фона ситуативно меняется, и не согласуются с концепцией о влиянии эмоций на первостепенность глобального или локального, предполагающей разнонаправленное последействие фигуры и фона. Показано, что фактором, определяющим последействие фона, может выступать эмоциональное отношение испытуемого к самому логотипу (при положительном отношении это последействие позитивно, при отрицательном - негативно), тогда как на последействие фигуры эмоциональные предпочтения не влияют. AU - М. Г. Филиппова AU - Л. А. Дорофеева UR - https://psy-journal.hse.ru/2023-20-2/842743987.html PY - 2023 SP - 386-399 VL - 20