TY - JOUR TI - Самооценка и косвенная оценка стресса и стрессовой ситуации детьми 8–12 лет T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - детский стресс KW - дистресс KW - эустресс KW - прямая и косвенная оценка стресса KW - представления детей о стрессовой ситуации AB - Целью настоящего исследования стало изучение степени соответствия между самооценкой и косвенной оценкой стрессового события детьми младшего школьного возраста. Участниками исследования выступили младшие школьники в количестве 132 человек в возрасте 8-12 лет, обучающиеся в 3-4-х классах одной из школ Московской области. Косвенная оценка стресса измерялась с помощью проективной методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда, были выбраны два показателя: первый - отнесение ребенком стрессовой ситуации к области приятного (актуальная) или менее приятного (менее актуальная), второй показатель - оценка ребенком стресса как позитивного или негативного явления. Самооценка стресса (прямая оценка) измерялась с помощью детского варианта «Шкалы воспринимаемого стресса» (ШВС-Д) Б.П. Уайт (B.P. White). Результаты исследования показали, что дети в возрасте 8-12 лет способны оценивать стресс дифференцированно: негативно - как дистресс, и положительно - как эустресс. В зависимости от степени актуальности стрессовой ситуации для ребенка и негативности ее косвенной оценки показатели самооценки стресса меняются. У детей, воспринимающих стресс как актуальную для них ситуацию, при косвенной оценке стресса как негативного события самооценка стресса имеет высокий уровень; если стрессовая ситуация косвенно оценивается как позитивное событие, самооценка стресса имеет низкий уровень. При этом позитивная оценка стресса может и выступать показателем успешного с ним совладания, и говорить о психологических защитах, препятствующих преодолению ребенком чувства тревоги и состояния напряжения. AU - Н. Е. Харламенкова AU - Д. А. Никитина AU - Е. Н. Дымова AU - Н. Е. Шаталова UR - https://psy-journal.hse.ru/2023-20-1/818902079.html PY - 2023 SP - 151-167 VL - 20