TY - JOUR TI - Восприятие событий в аспекте проблемы когнитивного развития T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - восприятие событий KW - модель события KW - когнитивное развитие KW - визуальный нарратив KW - «Фильм о грушах» KW - theory of mind AB - Изучение восприятия событий - относительно молодая, но активно развивающаяся в последние десятилетия область когнитивной психологии, в основе которой лежит интегративный взгляд на процессы восприятия человеком окружающего мира и когнитивные основания этих процессов. Описанное в статье исследование рассматривает восприятие событий как важную интегративную способность, формирующуюся в процессе когнитивного развития. Цель исследования - выявить особенности деления визуального нарратива на события дошкольниками, младшими школьниками, старшими школьниками и взрослыми, а также на основании полученных данных осуществить гипотетическую реконструкцию и сопоставление моделей события, на которые опирается каждая из указанных групп. В качестве стимульного материала взят «Фильм о грушах» Уоллеса Чейфа. Показано, что модели событий, конструируемые дошкольниками и младшими школьниками, носят «плоскостной» характер, тогда как для старших школьников и взрослых характерны «объемные» модели. Также показано, что деление нарратива на события старшими школьниками практически не отличается от подобного деления, осуществляемого взрослыми участниками, т.е. ключевым для перехода от «плоскостных» моделей к «объемным» оказывается средний школьный возраст. Также для младших школьников выявлена корреляция между восприятием событий и другими когнитивными и коммуникативными навыками. Наиболее сильной оказывается корреляция между делением на события и подробностью пересказа, что в целом подтверждает тезис о доминировании плоскостных моделей у младших школьников. Полученные результаты соотнесены с некоторыми аспектами theory of mind, также рассмотренной в перспективе когнитивного развития. AU - В. В. Глебкин AU - Е. О. Оленина UR - https://psy-journal.hse.ru/2023-20-1/818901765.html PY - 2023 SP - 91-106 VL - 20