@ARTICLE{26583223_818901293_2023, author = {Г. Я. Родионов and Е. В. Макласова}, keywords = {, онлайн-обучение, ценностисоциальный капитал}, title = {Взаимосвязь индивидуальных ценностей и вовлеченности в онлайн-обучение: роль социального капитала}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2023}, volume = {20}, number = {1}, pages = {49-61}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2023-20-1/818901293.html}, publisher = {}, abstract = {В 2019 г. был запущен федеральный проект «цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды. Пандемия COVID-19 актуализировала идею данного проекта и ускорила ее реализацию. Вынужденная цифровая трансформация системы образования, реализованная в короткие сроки, требует оценки своих результатов не только с технической точки зрения, но и с точки зрения социально-психологических факторов, напрямую влияющих на качество вовлеченности обучающихся в цифровую образовательную среду. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение связи ценностей высшего порядка с вовлеченностью в онлайн-обучение и роли социального капитала в данной связи. В исследовании приняли участие 405 студентов НИУ ВШЭ. Основным методом сбора данных являлся социально-психологический опрос, который включал методику Д. Ульямса по оценке связывающего и соединяющего социального капитала, методику Ш. Шварца по оценке степени выраженности индивидуальных ценностей, авторскую методику по оценке вовлеченности в онлайн обучение, а также ряд вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов (пол и возраст), которые по итогам корреляционного анализа оказались не связанными с вовлеченностью в онлайн-обучение. Результаты корреляционного анализа показывают, что вовлеченность в онлайн-обучение коррелирует с социальным капиталом и ценностями более высокого порядка, в то время как корреляция с возрастом и полом не была обнаружена. Результаты множественного модерационного анализа иллюстрируют, что ценности высшего порядка связаны с вовлеченностью в онлайн-обучение, а социальный капитал является модератором данной связи. В то время как связывающий социальный капитал способствует вариативности значений вовлеченности в онлайн-обучение, связанной с ценностями высшего порядка, в зависимости от собственного значения, более высокая степень выраженности соединяющего социального капитала меняет характер данной связи и связана со снижением вовлеченности в онлайн-обучение.}, annote = {В 2019 г. был запущен федеральный проект «цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды. Пандемия COVID-19 актуализировала идею данного проекта и ускорила ее реализацию. Вынужденная цифровая трансформация системы образования, реализованная в короткие сроки, требует оценки своих результатов не только с технической точки зрения, но и с точки зрения социально-психологических факторов, напрямую влияющих на качество вовлеченности обучающихся в цифровую образовательную среду. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение связи ценностей высшего порядка с вовлеченностью в онлайн-обучение и роли социального капитала в данной связи. В исследовании приняли участие 405 студентов НИУ ВШЭ. Основным методом сбора данных являлся социально-психологический опрос, который включал методику Д. Ульямса по оценке связывающего и соединяющего социального капитала, методику Ш. Шварца по оценке степени выраженности индивидуальных ценностей, авторскую методику по оценке вовлеченности в онлайн обучение, а также ряд вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов (пол и возраст), которые по итогам корреляционного анализа оказались не связанными с вовлеченностью в онлайн-обучение. Результаты корреляционного анализа показывают, что вовлеченность в онлайн-обучение коррелирует с социальным капиталом и ценностями более высокого порядка, в то время как корреляция с возрастом и полом не была обнаружена. Результаты множественного модерационного анализа иллюстрируют, что ценности высшего порядка связаны с вовлеченностью в онлайн-обучение, а социальный капитал является модератором данной связи. В то время как связывающий социальный капитал способствует вариативности значений вовлеченности в онлайн-обучение, связанной с ценностями высшего порядка, в зависимости от собственного значения, более высокая степень выраженности соединяющего социального капитала меняет характер данной связи и связана со снижением вовлеченности в онлайн-обучение.} }