@ARTICLE{26583223_801287713_2022, author = {Ю. А. Халутина}, keywords = {, медитация осознанности, саморегуляция, рефлексия, осознанностьэмоциональное состояние}, title = {Восьминедельная практика медитации осознанности в контексте развития саморегуляции}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2022}, volume = {19}, number = {4}, pages = {847-854}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2022-19-4/801287713.html}, publisher = {}, abstract = {В статье представлены результаты исследования влияния систематического восьминедельного опыта практики медитации осознанности на характеристики саморегуляции. Мы предположили, что ее эффекты могут быть различными: систематический медитативный опыт связан с улучшением эмоционального состояния, с повышением продуктивных и снижением непродуктивных форм рефлексии, а также с развитием навыков самоконтроля и саморегуляции. Для проверки этих гипотез было проведено исследование с предварительным и повторным замером: перед началом курса и в конце восьмой недели. Использование для анализа качественных и количественных методов исследования позволяет говорить о реализации его смешанного дизайна (embedded mixed-methods) с количественной основой. Участниками исследования выступили ученики восьминедельной онлайн-программы обучения осознанной медитации: 61 респондент (47 женщин, 14 мужчин) в возрасте от 21 до 52 лет (M = 35.31, SD = 7.57). Полученные результаты позволяют говорить о том, что прохождение восьминедельной программы осознанной медитации связано с разносторонней трансформацией системы самоконтроля и саморегуляции, что проявляется в развитии навыков самомотивации, саморелаксации, когнитивного самоконтроля, концентрации, ориентации на действие при неудаче, интеграции противоречий, в развитии осознанности и гармонии, в улучшении эмоционального состояния, а также в снижении непродуктивных форм рефлексии. Результаты качественного анализа согласуются с количественными, позволяют показать, какие изменения в себе к концу курса отмечают сами респонденты, и открывают поле новых возможных переменных для будущих исследований. В целом, полученные данные указывают на развитие контакта с настоящим моментом и возрастание гибкости в процессе саморегуляции.}, annote = {В статье представлены результаты исследования влияния систематического восьминедельного опыта практики медитации осознанности на характеристики саморегуляции. Мы предположили, что ее эффекты могут быть различными: систематический медитативный опыт связан с улучшением эмоционального состояния, с повышением продуктивных и снижением непродуктивных форм рефлексии, а также с развитием навыков самоконтроля и саморегуляции. Для проверки этих гипотез было проведено исследование с предварительным и повторным замером: перед началом курса и в конце восьмой недели. Использование для анализа качественных и количественных методов исследования позволяет говорить о реализации его смешанного дизайна (embedded mixed-methods) с количественной основой. Участниками исследования выступили ученики восьминедельной онлайн-программы обучения осознанной медитации: 61 респондент (47 женщин, 14 мужчин) в возрасте от 21 до 52 лет (M = 35.31, SD = 7.57). Полученные результаты позволяют говорить о том, что прохождение восьминедельной программы осознанной медитации связано с разносторонней трансформацией системы самоконтроля и саморегуляции, что проявляется в развитии навыков самомотивации, саморелаксации, когнитивного самоконтроля, концентрации, ориентации на действие при неудаче, интеграции противоречий, в развитии осознанности и гармонии, в улучшении эмоционального состояния, а также в снижении непродуктивных форм рефлексии. Результаты качественного анализа согласуются с количественными, позволяют показать, какие изменения в себе к концу курса отмечают сами респонденты, и открывают поле новых возможных переменных для будущих исследований. В целом, полученные данные указывают на развитие контакта с настоящим моментом и возрастание гибкости в процессе саморегуляции.} }