@ARTICLE{26583223_801276876_2022, author = {Я. К. Смирнова}, keywords = {, совместное внимание, социальное внимание, объединенное внимание, возрастное развитие, атипичное развитие, нарушение слуха, кохлеарная имплантация, айтрекер, обучение, дошкольный возрастокулография}, title = {Специфика формирования стратегий взора диады взрослый—ребенок с нарушением слуха в процессе обучения: айтрекинг технологии двойного отслеживания движения глаз (DUET)}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2022}, volume = {19}, number = {4}, pages = {703-724}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2022-19-4/801276876.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена применению айтрекингтехнологии двойного отслеживания движения глаз (DUET) в анализе мультимодального сотрудничества в процессе обучения диады ребенок-взрослый. Описывается методология и апробирована процедура двойного отслеживания движения глаз (DUET) в ходе выполнения обучающего задания у диады взрослый—ребенок. Синхронная регистрация движения глаз диады происходила двумя портативными трекерами в форме очков Pupil Headset. Проведено сравнительное исследование синхронности перцептивных процессов на выборке дошкольников 4-6 лет: типично развивающихся детей и детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (с сенсоневральной тугоухостью, класс H90 по МКБ-10). Анализ путей движения взгляда диады взрослый—ребенок позволил смоделировать процесс обучения как появление и динамическое преобразование интерсубъективной связи между системами восприятия-действия ребенка и взрослого. Срав - нение паттернов взгляда показало, что контрастные группы детей применяют различные перцептивные стратегии в процессе обучения: специфика движения глаз контрастных групп проявляется в самих перцептивных действиях и в паттерне движений глаз относительно фиксаций в релевантных областях, соответствующих задаче. Обнаружено, что окуломоторная активность взрослого видоизменяется в процессе взаимодействия с детьми контрастных групп и организуется с учетом специфики особенностей перцептивной деятельности ребенка.}, annote = {Статья посвящена применению айтрекингтехнологии двойного отслеживания движения глаз (DUET) в анализе мультимодального сотрудничества в процессе обучения диады ребенок-взрослый. Описывается методология и апробирована процедура двойного отслеживания движения глаз (DUET) в ходе выполнения обучающего задания у диады взрослый—ребенок. Синхронная регистрация движения глаз диады происходила двумя портативными трекерами в форме очков Pupil Headset. Проведено сравнительное исследование синхронности перцептивных процессов на выборке дошкольников 4-6 лет: типично развивающихся детей и детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (с сенсоневральной тугоухостью, класс H90 по МКБ-10). Анализ путей движения взгляда диады взрослый—ребенок позволил смоделировать процесс обучения как появление и динамическое преобразование интерсубъективной связи между системами восприятия-действия ребенка и взрослого. Срав - нение паттернов взгляда показало, что контрастные группы детей применяют различные перцептивные стратегии в процессе обучения: специфика движения глаз контрастных групп проявляется в самих перцептивных действиях и в паттерне движений глаз относительно фиксаций в релевантных областях, соответствующих задаче. Обнаружено, что окуломоторная активность взрослого видоизменяется в процессе взаимодействия с детьми контрастных групп и организуется с учетом специфики особенностей перцептивной деятельности ребенка.} }