@ARTICLE{26583223_670753182_2022, author = {И. В. Каминский and Т. С. Каминская and С. В. Леонов and И. С. Поликанова and Н. А. Геппе}, keywords = {, психология спорта, мысленный образ, мысленная тренировка, мысленная проработка, хронометрия мысленного образа, темп мысленного образа, ракурс мысленного образа, контроль представленного движения, двигательные навыкилыжные гонки}, title = {Субъективные хронометрические характеристики мысленного образа движения у лыжников-гонщиков различного уровня мастерства}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2022}, volume = {19}, number = {2}, pages = {278-302}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2022-19-2/670753182.html}, publisher = {}, abstract = {Настоящая статья посвящена исследованию значения хронометрической структуры мысленного образа через связи с другими его особенностями, в том числе с ракурсом, доступностью и типом используемых ориентиров, а также с уровнем спортивного мастерства. Исследование выполнено при участии 54 лыжников-гонщиков в максимально возможном диапазоне квалификации. Испытуемые мысленно представляли собственное исполнение элементов одновременного двухшажного конькового хода (всего 11 описаний). Изу­чае­мые особенности представления фиксировались посредством специально разработанного опросного блока. Для определения уровня мастерства были получены экспертные оценки за техническое исполнение хода, а также подсчитано количество двигательных циклов на срединных шестидесяти метрах в двух стометровых лыжероллерных забегах, один из которых выполнялся в режиме совмещения двух задач. При помощи кластерного анализа спортсмены были объединены в группы на основании уровня мастерства и преимущественно используемого ракурса образов. Исследование показало, что в ~74% случаев испытуемые оценивали темп своего представления как соответствующий реальному движению; в оставшихся случаях статические образы встречались в 1.5 раза чаще, чем замедленные. Получены данные, поддерживающие интерпретацию статических образов как крайней степени замедления для отслеживания важных ориентиров. Хронометрически измененные образы в большей мере были связаны с начальным и наиболее высоким уровнями мастерства, представлением от 1-го лица и оценкой движения в невизуальной модальности на основе его структуры. Данные связи указывают на применение хронометрически измененных образов как средства углубленного субъективного анализа действия. Обосновано замедленное представление на начальных этапах обучения с его постепенным доведением до скорости, эквивалентной реальному действию.}, annote = {Настоящая статья посвящена исследованию значения хронометрической структуры мысленного образа через связи с другими его особенностями, в том числе с ракурсом, доступностью и типом используемых ориентиров, а также с уровнем спортивного мастерства. Исследование выполнено при участии 54 лыжников-гонщиков в максимально возможном диапазоне квалификации. Испытуемые мысленно представляли собственное исполнение элементов одновременного двухшажного конькового хода (всего 11 описаний). Изу­чае­мые особенности представления фиксировались посредством специально разработанного опросного блока. Для определения уровня мастерства были получены экспертные оценки за техническое исполнение хода, а также подсчитано количество двигательных циклов на срединных шестидесяти метрах в двух стометровых лыжероллерных забегах, один из которых выполнялся в режиме совмещения двух задач. При помощи кластерного анализа спортсмены были объединены в группы на основании уровня мастерства и преимущественно используемого ракурса образов. Исследование показало, что в ~74% случаев испытуемые оценивали темп своего представления как соответствующий реальному движению; в оставшихся случаях статические образы встречались в 1.5 раза чаще, чем замедленные. Получены данные, поддерживающие интерпретацию статических образов как крайней степени замедления для отслеживания важных ориентиров. Хронометрически измененные образы в большей мере были связаны с начальным и наиболее высоким уровнями мастерства, представлением от 1-го лица и оценкой движения в невизуальной модальности на основе его структуры. Данные связи указывают на применение хронометрически измененных образов как средства углубленного субъективного анализа действия. Обосновано замедленное представление на начальных этапах обучения с его постепенным доведением до скорости, эквивалентной реальному действию.} }