TY - JOUR TI - Измеряя школьника: зачем мы развиваем и оцениваем социально-эмоциональные навыки T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - социально-эмоциональные навыки KW - измерение навыков KW - дисциплинарное общество KW - неравенство AB - В статье предпринимается попытка обосновать возросшее внимание к измерению и развитию социально-эмоциональных навыков учащихся. Этим термином исследователи называют индивидуальные характеристики, проистекающие из биологических предиспозиций и факторов окружающей среды и концептуально не зависящие от когнитивных навыков, при этом связываемые с социальным благополучием человека. В статье подчеркивается важность основного положения о возможности развития данного вида навыков. Теоретической основой статьи выступает концепция дисциплинирующего общества М. Фуко, связывающая сбор данных о латентных характеристиках индивида и усиление контроля над ним как над «производительным телом». Развитие социально-эмоциональных навыков при этом рассматривается как способ достижения общественного блага в контексте неолиберальной парадигмы. Авторы указывают на многомерность современных представлений об индивиде как политическом субъекте, обладающем агентностью и способностью нести ответственность за свои жизненные обстоятельства в рамках неолиберального этоса, а также теоретических представлений о личности отечественных и зарубежных психологов. Предполагается, что достижение успеха требует развития у индивидов определенных навыков и характеристик, а значит, формируется имплицитный социальный заказ на их развитие со стороны национальных образовательных систем. Особое внимание уделено проблеме неравенства. В статье формулируются две функции развития социально-эмоциональных навыков: дисциплинирующая функция и функция уменьшения социального неравенства. Наконец, в статье анализируются наиболее значимые на сегодняшний день рамки социально-эмоциональных навыков, рассматривается их становление и развитие. Область формирования и оценивания социально-эмоциональных навыков давно вышла за пределы психологии и стала мультидисциплинарной. Авторы ставят своей целью вовлечь профессиональное психологическое сообщество в обсуждение этих процессов, чтобы утвердить более тонкое понимание механизмов, определяющих поведение человека. AU - Ю. О. Герасимова AU - Е. А. Орел UR - https://psy-journal.hse.ru/2022-19-1/581961887.html PY - 2022 SP - 61-75 VL - 19