@ARTICLE{26583223_513349753_2021, author = {В. А. Мазилов and Ю. Н. Слепко}, keywords = {, современная психология, способности, одаренность, теория способностейтеория способностей и одаренности В.Д. Шадрикова}, title = {Способности и одаренность в психологии: современное состояние отечественных и зарубежных исследований}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2021}, volume = {18}, number = {3}, pages = {598-622}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2021-18-3/513349753.html}, publisher = {}, abstract = {В статье анализируется и обсуждается современное состояние проблемы способностей и одаренности в психологии. Показано, что на протяжении длительного периода развития российской психологии (1935-2018 гг.) наблюдается довольно низкий интерес психологов к ее разработке. Анализ содержания и количества публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах за последние пять лет позволяет говорить о продолжающемся снижении за­интересованности психологов в разработке проблем способностей и одаренности. Тем не менее опубликованные работы можно классифицировать по ряду оснований: тип исследования (теоретическое, эмпирическое, комплексное), предмет (вид и тип изучаемых способностей), метод (качественный, количественный, комплексный анализ), основание обращения к проблеме (высокие достижения, школьная успеваемость и др.). Анализ позволяет утверждать, что ведущая причина неудовлетворительного состояния проблемы — отсутствие в современной психологии теории способностей и одаренности, удовлетворительно решающей вопрос структуры способностей, их взаимосвязи, развития не только в разные возрастные периоды, но и в условиях разных видов и типов деятельности, взаимосвязи способностей с одаренностью. Позитивно оценивая роль предложенной более восьмидесяти лет назад Б.М. Тепловым концепции способностей, отметим, что за прошедшие десятилетия накоплено множество данных, требующих обновления и теоретических, и методологических, и конкретно прикладных основ общей теории способностей. В статье утверждается, что теория способностей и одаренности В.Д. Шадрикова позволяет преодолеть неудовлетворительное состояние этой области психологического знания, теоретически обосновать множество прикладных работ, не ограничиваться исключительно высокими достижениями в понимании результата функционирования способностей субъекта деятельности и др. Представленные в статье данные будут полезны не только в плане теоретического и методологического изучения проблемы способностей и одаренности, но и в процессе планирования и организации эмпирических исследований способностей и одаренности.}, annote = {В статье анализируется и обсуждается современное состояние проблемы способностей и одаренности в психологии. Показано, что на протяжении длительного периода развития российской психологии (1935-2018 гг.) наблюдается довольно низкий интерес психологов к ее разработке. Анализ содержания и количества публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах за последние пять лет позволяет говорить о продолжающемся снижении за­интересованности психологов в разработке проблем способностей и одаренности. Тем не менее опубликованные работы можно классифицировать по ряду оснований: тип исследования (теоретическое, эмпирическое, комплексное), предмет (вид и тип изучаемых способностей), метод (качественный, количественный, комплексный анализ), основание обращения к проблеме (высокие достижения, школьная успеваемость и др.). Анализ позволяет утверждать, что ведущая причина неудовлетворительного состояния проблемы — отсутствие в современной психологии теории способностей и одаренности, удовлетворительно решающей вопрос структуры способностей, их взаимосвязи, развития не только в разные возрастные периоды, но и в условиях разных видов и типов деятельности, взаимосвязи способностей с одаренностью. Позитивно оценивая роль предложенной более восьмидесяти лет назад Б.М. Тепловым концепции способностей, отметим, что за прошедшие десятилетия накоплено множество данных, требующих обновления и теоретических, и методологических, и конкретно прикладных основ общей теории способностей. В статье утверждается, что теория способностей и одаренности В.Д. Шадрикова позволяет преодолеть неудовлетворительное состояние этой области психологического знания, теоретически обосновать множество прикладных работ, не ограничиваться исключительно высокими достижениями в понимании результата функционирования способностей субъекта деятельности и др. Представленные в статье данные будут полезны не только в плане теоретического и методологического изучения проблемы способностей и одаренности, но и в процессе планирования и организации эмпирических исследований способностей и одаренности.} }