@ARTICLE{26583223_513348578_2021, author = {А. В. Торопова and Т. С. Князева}, keywords = {, этно-слух, «родная» музыка, «чужая» музыка, кросс-культурные исследования, восприятие музыки, психосемантика, электроэнцефалограммаальфа-диапазон}, title = {Изучение феномена «этно-слух»: восприятие «родной» и «чужой» музыки китайскими и российскими студентами вузов}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2021}, volume = {18}, number = {3}, pages = {562-574}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2021-18-3/513348578.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена феномену «этно-слух» в контексте поиска инструментальных исследовательских категорий музыкально-психологической антропологии. Музыкально-психологическая антропология как область знания объединяет комплексную психологическую и культурологическую методологию изучения взаимодействия человека и созданных им форм и стилей музыкального искусства. Серия исследований в статье основана на методологии кросс-культурного изучения особенностей восприятия «родной» и «чужой» музыки группами российских и китайских реципиентов. Все испытуемые — студенты-музыканты московских вузов (N = 53). Представлены процедуры, методы и результаты исследования восприятия музыки разных этнических стилей: а) с помощью биполярных шкал оценки эмоционального содержания; б) с помощью электроэнцефалографических измерений альфа-активности мозга. Как в психосемантическом, так и в ЭЭГ-исследовании было показано, что различий между группами в восприятии классической музыки нет, но есть значительные различия между русскими и китайскими музыкантами в восприятии традиционной русской и китайской музыки. Можно сделать вывод, что восприятие эмоционального контекста «родной» и «чужой» музыки связано с внутренней картиной мировосприятия, сформированной национальной культурой и традициями.}, annote = {Статья посвящена феномену «этно-слух» в контексте поиска инструментальных исследовательских категорий музыкально-психологической антропологии. Музыкально-психологическая антропология как область знания объединяет комплексную психологическую и культурологическую методологию изучения взаимодействия человека и созданных им форм и стилей музыкального искусства. Серия исследований в статье основана на методологии кросс-культурного изучения особенностей восприятия «родной» и «чужой» музыки группами российских и китайских реципиентов. Все испытуемые — студенты-музыканты московских вузов (N = 53). Представлены процедуры, методы и результаты исследования восприятия музыки разных этнических стилей: а) с помощью биполярных шкал оценки эмоционального содержания; б) с помощью электроэнцефалографических измерений альфа-активности мозга. Как в психосемантическом, так и в ЭЭГ-исследовании было показано, что различий между группами в восприятии классической музыки нет, но есть значительные различия между русскими и китайскими музыкантами в восприятии традиционной русской и китайской музыки. Можно сделать вывод, что восприятие эмоционального контекста «родной» и «чужой» музыки связано с внутренней картиной мировосприятия, сформированной национальной культурой и традициями.} }