TY - JOUR TI - Постмодернизм в психологии: библиометрический анализ T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - библиометрический анализ KW - постмодернизм KW - постнеклассическая психология KW - социальный конструкционизм KW - наукометрия AB - В статье проведен библиометрический анализ психологических публикаций, индексированных в Scopus, в которых либо обсуждается постмодернизм (как в позитивном, так и негативном ключе), либо привлекаются его идеи для анализа тех или иных явлений. Для анализа и визуализации полученных результатов использовалась свободно распространяемая программа VOSviewer. Всего для отрасли знания «Психология» было идентифицировано 1892 документа. Показано, что «локусом проникновения» постмодернизма в психологическую науку можно считать психоанализ. Начиная с 1997 г. количество психологических публикаций, связанных с постмодернизмом, стабилизировалось в диапазоне от 60 до 80 в год. При помощи построения понятийной карты на основе анализа ключевых слов выделены шесть тематических кластеров, анализ которых показывает, что основными психологическими направлениями, в которых используются постмодернистские идеи, являются психоанализ и социальный конструкционизм. Три страны (США, Великобритания и Канада) генерируют практически 2/3 количества психологических публикаций (61,8%), имеющих отношение к постмодернизму. Наиболее цитируемый и эффективный автор в этой области - К. Герген. Сделан вывод о том, что хотя взрывной рост психологических публикаций, посвященных постмодернизму, закончился, этот феномен продолжает вызывать устойчивый, хотя и несколько угасший интерес исследователей в различных областях психологии. Вопрос о том, можно ли рассматривать постмодернистскую психологию вообще как манифестацию постнеклассической рациональности, остается открытым, но наукометрический анализ показывает, что постнеклассика сама по себе в психологических публикациях, связанных с постмодернизмом, представлена весьма незначительно. AU - А. А. Фёдоров UR - https://psy-journal.hse.ru/2021-18-2/485008089.html PY - 2021 SP - 410-423 VL - 18