TY - JOUR TI - Является ли реализация системно-информационного подхода В.М. Петрова способом преодоления кризиса в психологии и других гуманитарных науках? T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - система KW - системный подход KW - предмет KW - дисциплина KW - наука KW - схемы KW - идеальные объекты KW - концепция KW - реконструкция KW - практика AB - Автор анализирует статью В.М. Петрова, опубликованную в журнале «Мир психологии», в которой на основе системно-информационного подхода предложена перестройка гуманитарных наук. Автор сравнивает это предложение с близкой по идеям программой Л.С. Выготского 1927 г., изложенной в работе «Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование». Автор старается показать, что системный подход нужно понимать иначе, чем это делает Петров, а именно не как предельную онтологию, а как превращенную форму методологии. Кроме того, с опорой на системные разработки Г.П. Щедровицкого, а также реконструкцию истории естественных наук предлагается гипотеза, согласно которой реализация системного подхода предполагает построение двух скоординированных между собой языков - «системно-структурного» и «предметно-системного». Для Щедровицкого второй язык - это язык теории деятельности, где деятельность истолкована как система, для Петрова, вероятно, - теория информации. Автор иначе, чем Петров, представляет главные задачи реформирования психологии: это необходимость конвергенции естественно-научного и гуманитарного подходов, переосмысление связи психологической науки и практики, а также самой психологической науки, осмысление нового статуса и природы человека, попавшего в процессы перехода и сложную реальность постмодерна (посткультуры). Обсуждаются условия, необходимые для решения этих задач. В их число входит авторская концепция науки, учет двух этапов развития психологии и особенностей психологической науки, некоторых характеристик современного состояния культуры. Автор приходит к выводу, что системный подход помогает в изучении психики в рамках отдельной науки (концепции), но не реагирует на различие парадигм, кроме того, разнообразие типов человека и личности осмысляется в психологическом знании и науке в форме множества психологических концепций, теорий и практик, что совершенно нормально, и вовсе не требует реформирования. Но методологическая культура психологов нуждается в совершенствовании. AU - В. М. Розин UR - https://psy-journal.hse.ru/2021-18-1/456554328.html PY - 2021 SP - 167-181 VL - 18