TY - JOUR TI - Нужно ли забыть фиксации для успешной инкубации? Парадокс теории забывания фиксаций T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - инкубация KW - фиксация KW - гипотеза забывания фиксаций KW - Тест Необычное использование KW - анаграммы KW - задача лексического выбора AB - Целью настоящей работы являлось изучение когнитивных механизмов инкубационного периода, который исследователи рассматривают как важный этап в решении творческих задач. Гипотеза забывания фиксаций - одна из наиболее влиятельных гипотез, претендующих на объяснение успешных случаев инкубации. Эта гипотеза предполагает, что инкубация помогает решателю избавиться от неверных решений и, благодаря этому, приблизиться к верному. В двух исследованиях проверялось предположение этой теории о том, что решатель преодолевает неверные идеи благодаря забыванию фиксаций. В Исследовании 1 применялся тест Необычное использование, при этом часть испытуемых была фиксирована на наиболее распространенных способах использования предмета. Результаты Исследования 1, во-первых, продемонстрировали наличие эффекта инкубации (повышение беглости на второй попытке) только в группе с предварительной фиксацией. Во-вторых, было обнаружено, что инкубация не влияла на число решений теста на альтернативное использование, соответствующих фиксациям. В Исследовании 2 мы использовали анаграммы с двумя возможными решениями и фиксировали участников на одном из них. Затем с помощью задачи лексического выбора проверялось, будут ли следы этих фиксаций становиться слабее в результате инкубационного периода. Результаты выполнения задачи лексического решения свидетельствуют об отсутствии различий во времени реакции на решения-фиксации между группой с инкубацией и без инкубации. В целом наши результаты подтверждают, что инкубационный период помогает преодолеть приверженность неверным идеям, но стоящий за этим механизм не является забыванием фиксаций. Обсуждаются другие возможные механизмы. AU - Е. А. Валуева AU - Н. М. Лаптева UR - https://psy-journal.hse.ru/2020-17-4/424103444.html PY - 2020 SP - 682-695 VL - 17