@ARTICLE{26583223_424103063_2020, author = {И. Ю. Владимиров and И. Н. Макаров}, keywords = {, инсайт, решение задач, тупик, эмоциимультимодальный лингвистический корпус}, title = {От “Хммм…” до “Ага!”: эмоциональный мониторинг изменения репрезентации}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2020}, volume = {17}, number = {4}, pages = {658-681}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2020-17-4/424103063.html}, publisher = {}, abstract = {Существует две основных парадигмы изучения инсайта: изучение эмоциональных реакций на решение («Ага-реакция») и изучение изменения репрезентации. Связь между данными парадигмами можно найти, поняв, какие функции они выполняют относительно друг друга. Часто при изучении инсайта используют короткие задачи (тест отдаленных ассоциаций, анаграммы), которые могут быть решены за короткое время и которые имеют очень сходную структуру. Мы полагаем, что такие дизайны исследования часто ведут к тому, что в исследовании пропускаются момент тупика и изменение первоначальной репрезентации задачного пространства. Используя заимствованный из лингвистики метод мультимодальных корпусов для анализа отдельных решений, мы получили частичное подтверждение ключевых положений модели эмоциональной регуляции смены репрезентации как механизма инсайтного решения. Согласно модели процесс инсайтного решения сопровождается эмоциональной регуляцией процесса изменения репрезентации. Чувство тупика является реакцией на отсутствие продвижения к решению. «Ага-реакция» появляется вслед за выполнением действий, которые существенно приближают субъекта к решению задачи. Мы полагаем, что эти эмоции переживаются до того, как решение достигает сознания, и мотивируют к изменению пространства поиска в соответствующем направлении. Предложенная нами модель является развитием идей Я.А. Пономарева относительно роли эмоций в регуляции инсайтного решения и модели М. Олингера с коллегами, описывающей фазы инсайтного решения.}, annote = {Существует две основных парадигмы изучения инсайта: изучение эмоциональных реакций на решение («Ага-реакция») и изучение изменения репрезентации. Связь между данными парадигмами можно найти, поняв, какие функции они выполняют относительно друг друга. Часто при изучении инсайта используют короткие задачи (тест отдаленных ассоциаций, анаграммы), которые могут быть решены за короткое время и которые имеют очень сходную структуру. Мы полагаем, что такие дизайны исследования часто ведут к тому, что в исследовании пропускаются момент тупика и изменение первоначальной репрезентации задачного пространства. Используя заимствованный из лингвистики метод мультимодальных корпусов для анализа отдельных решений, мы получили частичное подтверждение ключевых положений модели эмоциональной регуляции смены репрезентации как механизма инсайтного решения. Согласно модели процесс инсайтного решения сопровождается эмоциональной регуляцией процесса изменения репрезентации. Чувство тупика является реакцией на отсутствие продвижения к решению. «Ага-реакция» появляется вслед за выполнением действий, которые существенно приближают субъекта к решению задачи. Мы полагаем, что эти эмоции переживаются до того, как решение достигает сознания, и мотивируют к изменению пространства поиска в соответствующем направлении. Предложенная нами модель является развитием идей Я.А. Пономарева относительно роли эмоций в регуляции инсайтного решения и модели М. Олингера с коллегами, описывающей фазы инсайтного решения.} }