TY - JOUR TI - Базовые психологические потребности в разных культурах: Использование качественных методов в исследовании ключевых вопросов теории самодетерминации T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - теория самодетерминации KW - качественные методы KW - мотивация KW - образование KW - автономность KW - базовые психологические потребности AB - Теория самодетерминации (SDT) сделала огромные шаги в своем развитии за последние 30 лет. Бjльшая часть этого прогресса достигнута за счет строгих эмпирических исследований и элегантности самой теории. Все же бjльшая часть эмпирического подтверждения теории самодетерминации была получена в исследованиях количественного типа, при этом мало внимания до сих пор уделяется возможному вкладу качественного подхода. В этой статье подробно описаны два недавних качественных исследования мотивации в сфере образования, направленные на решение критически важных вопросов данной теории. В первом исследовании был поставлен вопрос: «Могут ли быть какие-либо другие базовые психологические потребности в других культурах?» Анализ ответов, которые дали 195 учителей, психологов и директоров школ Республики Татарстан (Россия), показал, что основой психологического благополучия ребенка в их представлении является удовлетворение потребности ребенка в отношениях с другими людьми. Во втором исследовании в центре внимания был вопрос: «Каков опыт автономности для представителей другой культуры?» 115 аспирантов университета (Казань, Россия) описали свой опыт автономности и неавтономности в университете в форме эссе. Анализ позволил выявить две дополнительные категории, различающие эти ситуации между собой: фактор времени и смысл ситуации для человека. В обоих исследованиях участники отвечали в свободной форме своими словами. Эти исследования дают убедительные примеры того, как качественный дизайн может раздвинуть границы современного понимания в отношении центральных вопросов теории самодетерминации в кросс-культурной перспективе. Определены направления для дальнейшего исследования. AU - М. Линч AU - Н. Р. Салихова AU - А. В. Еремеева UR - https://psy-journal.hse.ru/2020-17-1/359611981.html PY - 2020 SP - 133-144 VL - 17