@ARTICLE{26583223_326376248_2019, author = {В. Д. Шадриков}, keywords = {, способности, психология деятельности, психологическая функциональная системаоперация}, title = {Теория деятельности: функциональная система и способности как механизм реализации деятельности}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2019}, volume = {16}, number = {4}, pages = {593-607}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2019-16-4/326376248.html}, publisher = {}, abstract = {Теоретический обзор работ классиков в области психологической теории деятельности показывает, что деятельностный подход глубоко и всесторонне разработан отечественными психологами и обоснованно приобрел статус научной парадигмы. Предложенные в рамках деятельностного подхода концептуальные модели деятельности нашли свое применение к решению прикладных задач в различных исследовательских программах. Не без основания можно утверждать, что у деятельностного подхода в психологии не только богатое прошлое, но и перспективное настоящее и будущее. В настоящем исследовании обсуждается общая структура психологической функциональной системы деятельности, которая соотносится со структурой физиологической функциональной системы, предложенной П.К. Анохиным. Однако в своем компонентном строении и взаимосвязями между этими компонентами она наполняется другим содержанием, которое главным образом определяется человеческой психикой. Вопросу о месте способности в этой структуре в настоящей работе уделяется особое внимание. В своем исследовании мы показали, что изучение деятельности с позиций системогенеза позволяет понять сущность процесса развития человека и способствует пониманию взаимоотношений между деятельностью и развитием, а также позволяет раскрыть роль способностей в реализации деятельности и понять механизмы развития отдельных действий. Показывается, что способности выступают в качестве механизма реализации деятельности и что деятельность можно представить с позиции реализующей ее системы способностей как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление.}, annote = {Теоретический обзор работ классиков в области психологической теории деятельности показывает, что деятельностный подход глубоко и всесторонне разработан отечественными психологами и обоснованно приобрел статус научной парадигмы. Предложенные в рамках деятельностного подхода концептуальные модели деятельности нашли свое применение к решению прикладных задач в различных исследовательских программах. Не без основания можно утверждать, что у деятельностного подхода в психологии не только богатое прошлое, но и перспективное настоящее и будущее. В настоящем исследовании обсуждается общая структура психологической функциональной системы деятельности, которая соотносится со структурой физиологической функциональной системы, предложенной П.К. Анохиным. Однако в своем компонентном строении и взаимосвязями между этими компонентами она наполняется другим содержанием, которое главным образом определяется человеческой психикой. Вопросу о месте способности в этой структуре в настоящей работе уделяется особое внимание. В своем исследовании мы показали, что изучение деятельности с позиций системогенеза позволяет понять сущность процесса развития человека и способствует пониманию взаимоотношений между деятельностью и развитием, а также позволяет раскрыть роль способностей в реализации деятельности и понять механизмы развития отдельных действий. Показывается, что способности выступают в качестве механизма реализации деятельности и что деятельность можно представить с позиции реализующей ее системы способностей как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление.} }