@ARTICLE{26583223_310905290_2019, author = {Б. С. Братусь}, keywords = {, философия, психология, религия, духовность, дух, душа, судьбаличность}, title = {Психология и духовность – две вещи несовместные?}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2019}, volume = {16}, number = {3}, pages = {470-478}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2019-16-3/310905290.html}, publisher = {}, abstract = {В статье рассмотрены место и роль духовности в построении психологического знания. Обычно это тема не вызывает энтузиазма у современных психологов, которые целиком относят ее к областям религии и философии, не имеющим, по их мнению, прямого касательства к конкретным психологическим проблемам. Автор показывает, что речь идет о двух пресекающихся плоскостях: горизонтальной («как?», «для чего?») и вертикальный («ради чего?», «в чем смысл?»). Автор предлагает постулировать это взаимодействие как изначально присутствующее в деятельности человека. По сути, говорится о двух формах бытия - протяженной и не протяженной, материальной и духовной. Материальное при этом ждет одухотворения, а духовное - материализации. В обыденном сознании эта двойственность бытия много веков отражена в понятии души, в котором переплетены как сугубо чувственные моменты (душа страдает, ликует, гневается и др.), так и духовные воспарения, переходы в историю, культуру, религию. Психология как наука сосредоточена на горизонтальном измерении и исходит из него, как главной и единственной предпосылки развития. Между тем психология имеет выраженный общегуманитарной компонент, а значит, согласно немецкой научной традиции, может быть отнесена к наукам о духе (Geisteswissenschaft). Речь, таким образом, идет об общем для формирования науки процессе - аксиоматизации того, что нельзя доказать, но из чего приходится исходить, чтобы построить предметную область. Психология вне аксиоматического признания двойственности бытия останется эпифеноменом, а не сущностным условием понимания развития и становления феномена человека.}, annote = {В статье рассмотрены место и роль духовности в построении психологического знания. Обычно это тема не вызывает энтузиазма у современных психологов, которые целиком относят ее к областям религии и философии, не имеющим, по их мнению, прямого касательства к конкретным психологическим проблемам. Автор показывает, что речь идет о двух пресекающихся плоскостях: горизонтальной («как?», «для чего?») и вертикальный («ради чего?», «в чем смысл?»). Автор предлагает постулировать это взаимодействие как изначально присутствующее в деятельности человека. По сути, говорится о двух формах бытия - протяженной и не протяженной, материальной и духовной. Материальное при этом ждет одухотворения, а духовное - материализации. В обыденном сознании эта двойственность бытия много веков отражена в понятии души, в котором переплетены как сугубо чувственные моменты (душа страдает, ликует, гневается и др.), так и духовные воспарения, переходы в историю, культуру, религию. Психология как наука сосредоточена на горизонтальном измерении и исходит из него, как главной и единственной предпосылки развития. Между тем психология имеет выраженный общегуманитарной компонент, а значит, согласно немецкой научной традиции, может быть отнесена к наукам о духе (Geisteswissenschaft). Речь, таким образом, идет об общем для формирования науки процессе - аксиоматизации того, что нельзя доказать, но из чего приходится исходить, чтобы построить предметную область. Психология вне аксиоматического признания двойственности бытия останется эпифеноменом, а не сущностным условием понимания развития и становления феномена человека.} }