@ARTICLE{26583223_310904464_2019, author = {В. А. Петровский and И. М. Шмелев}, keywords = {, персонология, культура, трудная жизненная ситуация, обращение с трудностями, самодеструкция, защита, копинг, овладевание, смысл, отношениеметапозиция}, title = {Персонология трудных жизненных ситуаций: на перекресте трех культур}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2019}, volume = {16}, number = {3}, pages = {408-433}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2019-16-3/310904464.html}, publisher = {}, abstract = {Статья просвещена анализу феноменов обращения личности с трудными жизненными ситуациями (ТЖС). Обращение с ТЖС трактуется в контексте «трех культур» - во взаимосвязи культуры научного знания, «идеополя культуры» и культуры индивидуального опыта. Анализируются существующие теории реагирования индивида на трудные ситуации; показано, что методологическим ядром большинства концепций является «постулат сообразности» («адаптивности») в трактовке поведения человека. Наряду с общеизвестными «защитным» и «копинговым» поведением, имеющими адаптивный характер, выделяются неадаптивные формы - «самодеструкция» и «овладевание», и предлагается двумерная типология форм обращения с ТЖС, основанная на различении «активности - пассивности» и «адаптивности - неадаптивности». Самодеструкция характеризуется как пассивно-неадаптивное поведение (дезадаптация); «защита» - пассивно-адаптивное поведение (собственно, приспособление к ситуации); копинг - активно-адаптивное поведение (преодоление ситуации); овладевание - активно-неадаптивное поведение (превосхождение трудностей). Выделяются три способа овладевания: моделирование ситуаций постфактум; испытание своих возможностей в ранее неизвестной ситуации - «эмоциональный флаттер»; «аварийное моделирование впрок». Рассматриваются также способы осмысления личностью собственного поведения в ТЖС, что трансформирует двухмерную модель в трехмерную, характеризующую отношение личности к трудным жизненным ситуациям. Показано, что в субъективном плане (смысловой аспект саморефлексии) «рисуемая» индивидом картина используемых способов обращения с ТЖС может существенно не совпадать с объективной картиной происходящего (устанавливаемой согласно критериям научного знания). Представлена модель персонологического синтеза трех культур интерпретации и соотнесения форм обращения личности с ТЖС. В этом контексте рассматриваются некоторые техники соорганизции индивидуального опыта, элементов «идеополя культуры» и научного знания, что способствует изменению отношения личности к трудным жизненным ситуациям и повышению осмысленности собственного поведения.}, annote = {Статья просвещена анализу феноменов обращения личности с трудными жизненными ситуациями (ТЖС). Обращение с ТЖС трактуется в контексте «трех культур» - во взаимосвязи культуры научного знания, «идеополя культуры» и культуры индивидуального опыта. Анализируются существующие теории реагирования индивида на трудные ситуации; показано, что методологическим ядром большинства концепций является «постулат сообразности» («адаптивности») в трактовке поведения человека. Наряду с общеизвестными «защитным» и «копинговым» поведением, имеющими адаптивный характер, выделяются неадаптивные формы - «самодеструкция» и «овладевание», и предлагается двумерная типология форм обращения с ТЖС, основанная на различении «активности - пассивности» и «адаптивности - неадаптивности». Самодеструкция характеризуется как пассивно-неадаптивное поведение (дезадаптация); «защита» - пассивно-адаптивное поведение (собственно, приспособление к ситуации); копинг - активно-адаптивное поведение (преодоление ситуации); овладевание - активно-неадаптивное поведение (превосхождение трудностей). Выделяются три способа овладевания: моделирование ситуаций постфактум; испытание своих возможностей в ранее неизвестной ситуации - «эмоциональный флаттер»; «аварийное моделирование впрок». Рассматриваются также способы осмысления личностью собственного поведения в ТЖС, что трансформирует двухмерную модель в трехмерную, характеризующую отношение личности к трудным жизненным ситуациям. Показано, что в субъективном плане (смысловой аспект саморефлексии) «рисуемая» индивидом картина используемых способов обращения с ТЖС может существенно не совпадать с объективной картиной происходящего (устанавливаемой согласно критериям научного знания). Представлена модель персонологического синтеза трех культур интерпретации и соотнесения форм обращения личности с ТЖС. В этом контексте рассматриваются некоторые техники соорганизции индивидуального опыта, элементов «идеополя культуры» и научного знания, что способствует изменению отношения личности к трудным жизненным ситуациям и повышению осмысленности собственного поведения.} }