TY - JOUR TI -

Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте

T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - дошкольный возраст KW - регуляторные функции KW - произвольность KW - слухоречевая память KW - зрительная память KW - гибкость внимания KW - сдерживающий контроль AB - В статье рассматривается модель регуляторных функций А. Мияке, примененная к дошкольному возрасту. Основной задачей исследования выступила апробация диагностического инструментария NEPSY-II для оценки уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) у российских дошкольников.  Выборку исследования составили 267 детей (143 мальчика и 124 девочки) в возрасте 5-6 лет (Ме = 5.6 года, SD = 0.3), посещающих старшую группу детских садов в г. Москве. В результате сравнения результатов американских и российских детей 5-6 лет выявлены некоторые кросс-культурные особенности: память на образы в среднем больше развита у российских, а на пространственные представления - у американских детей. Для проверки конвергентной валидности инструментария на части выборки (N = 48), проведен корреляционный анализ результатов выполнения дошкольниками двух батарей методик - апробируемой и разработанной под руководством Л.А. Венгера. Обнаруженные взаимосвязи подтвердили возможность использования рассматриваемого инструментария для диагностики регуляторных функций. Анализ данных исследования показал, что уровни развития слухоречевой и зрительной рабочей памяти старших дошкольников не связаны между собой. Однако слухоречевая память во многом лежит в основе развития когнитивной гибкости внимания (переключения), а зрительная - сдерживающего контроля (торможения). На основании результатов диагностики выделены и описаны четыре различных варианта развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Дети с достаточно высоким уровнем развития регуляторных функций распределены по двум группам в соответствии с ориентацией: на высокую скорость выполнения заданий и на высокое качество выполнения заданий (избегание ошибок). AU - О. В. Алмазова AU - Д. А. Бухаленкова AU - Н. Е. Веракса UR - https://psy-journal.hse.ru/2019-16-2/292253790.html PY - 2019 SP - 302-317 VL - 16