@ARTICLE{26583223_292253637_2019, author = {Л. Бомбиери and В. Н. Галяпина and Е. В. Бушина}, keywords = {, отношение к мигрантам, новенький, просоциальные и поведенческие инструкцииотношение к своей и внешним группам}, title = {Эффективность влияния учителей на изменение отношения учащихся к мигрантам: исследование в Италии и России}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2019}, volume = {16}, number = {2}, pages = {285-301}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2019-16-2/292253637.html}, publisher = {}, abstract = {Рост мигрантов ведет к увеличению числа детей с мигрантским прошлым, живущих в странах, которые не являются их родиной. Такие дети часто сталкиваются с большими трудностями при социализации в новых условиях. Одной из важнейших сфер взаимодействия принимающего населения и мигрантов является обучение в школе. В этом исследовании мы рассмотрели, как различные типы инструкций учителей (просоциальные и поведенческие) влияют на отношения и убеждения школьников по отношению к сверстникам с мигрантским опытом. Исследование проводилось среди школьников (средний возраст 11 лет) в двух странах: в Италии (N = 93) и в России (N = 134). В экспериментальных группах учитель давал просоциальную инструкцию перед началом основного исследования, в контрольной - поведенческую. Получив эту рекомендацию, ученики читали вымышленный сценарий, в котором потенциальный одноклассник из неустановленного иностранного государства, со своими культурными особенностями, должен был присоединиться к обучению в этом классе. Ответы были измерены с помощью пяти шкал оценки приятности новенького, положительных и отрицательных отношений к участникам ин-группы и группы друзей новенького (аутгруппы). На индивидуальном уровне результаты подтверждают, что просоциальные инструкции формируют положительные установки к новичку, увеличивают благоприятные установки и препятствуют формированию отрицательных установок по отношению к своей и чужой группам. Значимые различия были обнаружены при сравнении двух условий. Так, благоприятные характеристики были более выраженными в про-социальной группе, чем в поведенческой. К тому же отрицательные черты, по отношению к ингруппе и аутгруппе, в просоциальной группе значимо ниже. В работе обсуждаются последствия этих результатов в отношении влияния учителей в моделировании социальных навыков и развития социальных процессов в контексте школьного образования. }, annote = {Рост мигрантов ведет к увеличению числа детей с мигрантским прошлым, живущих в странах, которые не являются их родиной. Такие дети часто сталкиваются с большими трудностями при социализации в новых условиях. Одной из важнейших сфер взаимодействия принимающего населения и мигрантов является обучение в школе. В этом исследовании мы рассмотрели, как различные типы инструкций учителей (просоциальные и поведенческие) влияют на отношения и убеждения школьников по отношению к сверстникам с мигрантским опытом. Исследование проводилось среди школьников (средний возраст 11 лет) в двух странах: в Италии (N = 93) и в России (N = 134). В экспериментальных группах учитель давал просоциальную инструкцию перед началом основного исследования, в контрольной - поведенческую. Получив эту рекомендацию, ученики читали вымышленный сценарий, в котором потенциальный одноклассник из неустановленного иностранного государства, со своими культурными особенностями, должен был присоединиться к обучению в этом классе. Ответы были измерены с помощью пяти шкал оценки приятности новенького, положительных и отрицательных отношений к участникам ин-группы и группы друзей новенького (аутгруппы). На индивидуальном уровне результаты подтверждают, что просоциальные инструкции формируют положительные установки к новичку, увеличивают благоприятные установки и препятствуют формированию отрицательных установок по отношению к своей и чужой группам. Значимые различия были обнаружены при сравнении двух условий. Так, благоприятные характеристики были более выраженными в про-социальной группе, чем в поведенческой. К тому же отрицательные черты, по отношению к ингруппе и аутгруппе, в просоциальной группе значимо ниже. В работе обсуждаются последствия этих результатов в отношении влияния учителей в моделировании социальных навыков и развития социальных процессов в контексте школьного образования. } }