TY - JOUR TI - Научение смыслу новых слов через слуховые-моторные ассоциации при реализации обучающей парадигмы проб-и-ошибок T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - телесно-воплощенное познание KW - слова обозначающие действия KW - научение KW - кортикальная пластичность KW - МЭГ KW - научение речи AB - В соответствии с теорией телесно-воплощенного познания, речь в значительной степени базируется на моторном и сенсорном опыте. Вопрос, критически важный для понимания природы речи, состоит в том, как наш мозг трансформирует сенсорно-моторный опыт в смысл, присваиваемый словам. Мы разработали слуховую-моторную экспериментальную задачу, позволяющую исследовать мозговые механизмы научения смыслу слов путем ассоциативного научения по типу "проб-и-ошибок", имитирующего важные аспекты естественного научения речи. Участникам предъявляли восемь псевдослов; четыре псевдослова в ходе научения приобретали смысл и обозначали движения конкретными частями тела; процедура включала в себя выполнение испытуемыми движений правыми или левыми конечностями и получение ими обратной связи. В ответ на остальные псевдослова никаких действий выполнять не требовалось, и они служили в качестве контрольных стимулов. Магнитоэнцефалограмму регистрировали во время пассивного прослушивания слов до и после научения. Кортикальные источники магнитных вызванных ответов реконструировали с помощью модели распределенных источников. Научение смыслу новых слов путем ассоциаций между словами и действиями селективным образом усилило специфическое сродство к этим словам в области слухового парапояса, ответственной за спектрально-временной анализ, а также в артикуляционных областях, причем обе области были локализованы в левом полушарии. Выраженность изменений в мозговой активности коррелировала со скоростью речевого научения, что подчеркивает физиологический вклад левой перисильвиллярной коры в успешность речевого научения. AU - Б. В. Чернышев AU - А. Ю. Николаева AU - А. О. Прокофьев AU - А. М. Разоренова AU - Н. Б. Тюленев AU - Т. А. Строганова UR - https://psy-journal.hse.ru/2018-15-2/221103608.html PY - 2018 SP - 257-267 VL - 15