TY - JOUR TI - Продуктивность диалогичного отношения Я – Другой T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - Я KW - Другой KW - отношение KW - диалог KW - творчество KW - продуктивность KW - другие KW - культура KW - герменевтика KW - модель KW - рефлексия AB - В статье представлены результаты применения методов герменевтики, теоретической реконструкции и моделирования при исследовании проблемы многоаспектной продуктивности отношения личности к Другому. На основе герменевтического анализа и синтеза релевантных идей С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М. Бубера, П. Тиллиха, М. Мерло-Понти, Д. Винникотта, Ж. Лакана, Г. Херманса впервые эксплицированы критерии продуктивности отношения Я - Другой в связи с его диалогичностью: многоплановость Я, вовлеченного в отношение; реальное взаимодействие Я и Другого, повышающее телесные возможности каждого; диалогичность отношения, предполагающая взаимодействие «между», активность Я в-Другом, данность Другого в-Я, обращенность Я к себе;; рефлексивность Я при реализации диалогичного отношения к Другому; множественность «Других», вовлеченных в отношение Я к конкретному другому человеку; ценностный характер отношения Я к Другому; сложная психологическая структура отношения; раскрытие и согласование потенциалов сознания и бессознательного в отношении; творческая активность Я, направленная на Другого, себя, объекты в контексте культуры; знание и конструктивное разрешение противоречий отношения; позитивные изменения Я и Другого в динамике диалогичного отношения; создание и обновление объектов, вовлеченных в отношение; расширение диапазона и повышение качества связей Я со многими другими людьми как эффект диалогичного отношения к Другому; полнота субъективного проживания и саморазвитие Я в отношении к Другому - становление «диалогического Я»; создание  «текстов Я», адресованных Другому и другим (исповедей, жизнеописаний, устных нарративов и т.д.); авторские вклады личности в культуру как субъекта отношения к Другому. С учетом выделенных критериев разработана теоретическая модель продуктивного отношения Я - Другой, объединяющая диалогичные Я-позиции личности в «измерениях» Между-Я-и-Другим, Я-в-Другом, Другой-в-Я, Я-в-себе-с-Другим. Модель представляет собой содержательно-операциональную основу для создания новых рефлексивных техник, которые могут иметь форму интервью, опросника, методики самопознания, техники самоисследования, нарратива. Новизна авторского подхода состоит в раскрытии и детальном обосновании связи продуктивности и диалогичности отношения Я - Другой, которая в генезе, многосторонности, конструктивных эффектах не освещена с достаточной полнотой в философско-психологической классике, современных исследованиях и практических разработках. AU - Е. Б. Старовойтенко UR - https://psy-journal.hse.ru/2017-14-3/211458482.html PY - 2017 SP - 408-432 VL - 14