TY - JOUR TI - Зарождение и развитие начатков речи у младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0–12) T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - возникновение слова у младенца KW - голосовые и познавательно-действенные реакции KW - психологический компонент слова KW - осмысленность AB - Представлен научный проект, обозначивший направление пути происхождения осмысленного слова у маленького ребенка, начиная с момента его рождения. Реакции детей рассматривались как элементы их адаптивного поведения. Собрана база данных систематических видео-аудиозаписей поведения пяти младенцев от 0 до 12 мес., т.е. в период, предшествующий появлению детских слов, — в так называемый предсловесный период. Разработана специализированная методика анализа видео-аудиозаписей: выделялись три вида голосовых проявлений и четыре вида познавательно-действенных реакций, а также некоторые другие проявления. Получено, что на протяжении времени наблюдения вырисовывается структура реакций, включающая, по крайней мере, две подсистемы - голосовую и по­знава­тельно-действенную. Представленные в тексте диаграммы показывают различия в путях развития голосовой и семантической подсистем. Этим схематически показана история проявления каждой из них. Ранние истоки детской речи связаны с формированием всей обозначенной системы, а ее развитие начинается от рождения младенца. Разработано теоретическое представление о зарождении и развитии семантического (субъективного) компонента у младенца в первые месяцы его жизни, появление у него зачаточных форм осмысленности, а также роли оперантного научения в выработке первых детских слов. AU - Т. Н. Ушакова UR - https://psy-journal.hse.ru/2017-14-2/207751494.html PY - 2017 SP - 338-355 VL - 14