TY - JOUR TI - Эффект «проигрыша» при выполнении простой сенсомоторной задачи в ситуации соревнования (на английском языке) T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - сенсомоторное наученение KW - соревновательное давление KW - соревновательный стресс KW - когнитивный контроль KW - восприятие времени KW - уровень притязаний KW - эффект «проигрыша» AB - В статье рассматриваются особенности выполнения сенсомоторного навыка в ситуации соревновательного давления.  Выдвигается предположение, что разрушение навыка не является отдельным феноменом - эффект лучше объясняется специфической реакцией на уже совершенное ошибочное действие, которое, в свою очередь, приводит к последующей деавтоматизации навыка и дальнейшим ошибкам. Испытуемые тренировались выполнять задачу попадания мячом в лунку (виртуальный гольф), дальность полета регулировалась через время удержания клавиши на клавиатуре компьютера.  Затем испытуемые принимали участие в онлайн-соревновании внутри пары, где результаты соперника демонстрировались испытуемому. Фиксировался уровень притязаний (УП). На этапе тренировки не было обнаружено значимых различий между группами с низким и высоким УП, однако на этапе соревнования группа с высоким УП оказалась значимо хуже, чем группа с низким УП. Был обнаружен общий фреймовый эффект, обозначенный как "проигрывание": при наблюдении негативного счета на табло испытуемые с более высоким уровнем притязаний совершали больше ошибок. Улучшения результативности после попаданий в цель не наблюдалось. Кроме того, удалось обнаружить ошибки, связанные с реактивным эффектом: в соревновании увеличивается доля ошибок, вызванных собственным промахом в предыдущей пробе. Повышается не только количество ошибок после промахов - их характер также претерпевает изменения, поскольку увеличивается величина промаха и меняется тенденция оценки временных интервалов. Описанные результаты можно интерпретировать как свидетельство изменений в процессе контроля. AU - В. А. Гершкович AU - Д. К. Урих UR - https://psy-journal.hse.ru/2017-14-1/205843971.html PY - 2017 SP - 178-188 VL - 14