@ARTICLE{26583223_205843748_2017, author = {Е. Р. Слободская}, keywords = {, личностные черты, проблемы поведения, эмоциональные проблемы, чувствительность к подкреплению, иерархическая структура, детиподростки}, title = {Вклад пола, возраста и чувствительности к подкреплению в структуру личностных черт и распространенных психологических проблем детей и подростков}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2017}, volume = {14}, number = {1}, pages = {123-139}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2017-14-1/205843748.html}, publisher = {}, abstract = {Связь чувствительности к наказанию и вознаграждению с компонентами иерархической структуры личностных черт и распространенных психологических проблем изучена на представительных выборках детей 2-18 лет (N = 968) и подростков 11-18 лет (N = 1543) с помощью адаптированных и валидизированных авторами опросников: краткой формы Списка индивидуальных особенностей ребенка (ICID-S) для оценки личностных черт, опросника Сильные стороны и трудности (SDQ) для оценки эмоциональных и поведенческих проблем и опросника чувствительности к подкреплению (SPSRQ). В общем факторном анализе шкал ICID-S и SDQ установлена четырехуровневая структура, сходная с выявленными ранее иерархическими моделями личности и психопатологии. Четырехфакторная модель включала следующие факторы: Организация, Позитивный, Поведенческие проблемы и Интернализация. Коэффициенты конгруэнтности указали на принципиальное сходство факторов, полученных по данным родителей и самоотчетов подростков. Установлено, что пол, возраст и чувствительность к наказанию и вознаграждению, как правило, вносят независимый вклад на разных уровнях иерархии. Чувствительность к вознаграждению вносит существенный вклад в экстернализацию (проблемы с поведением, гиперактивность и невнимательность), а чувствительность к наказанию во многом определяет интернализацию (застенчивость, страхи и эмоциональные симптомы), при этом связь чувствительности к наказанию с интернализацией у старших подростков была сильнее, чем у младших. Кроме того, установлено, что защитное действие чувствительности к наказанию в отношении экстернализации было значимо только у девочек. Эти результаты свидетельствуют о значении мотивационных систем мозга для развития нормальных и аномальных особенностей поведения и эмоционального реагирования.}, annote = {Связь чувствительности к наказанию и вознаграждению с компонентами иерархической структуры личностных черт и распространенных психологических проблем изучена на представительных выборках детей 2-18 лет (N = 968) и подростков 11-18 лет (N = 1543) с помощью адаптированных и валидизированных авторами опросников: краткой формы Списка индивидуальных особенностей ребенка (ICID-S) для оценки личностных черт, опросника Сильные стороны и трудности (SDQ) для оценки эмоциональных и поведенческих проблем и опросника чувствительности к подкреплению (SPSRQ). В общем факторном анализе шкал ICID-S и SDQ установлена четырехуровневая структура, сходная с выявленными ранее иерархическими моделями личности и психопатологии. Четырехфакторная модель включала следующие факторы: Организация, Позитивный, Поведенческие проблемы и Интернализация. Коэффициенты конгруэнтности указали на принципиальное сходство факторов, полученных по данным родителей и самоотчетов подростков. Установлено, что пол, возраст и чувствительность к наказанию и вознаграждению, как правило, вносят независимый вклад на разных уровнях иерархии. Чувствительность к вознаграждению вносит существенный вклад в экстернализацию (проблемы с поведением, гиперактивность и невнимательность), а чувствительность к наказанию во многом определяет интернализацию (застенчивость, страхи и эмоциональные симптомы), при этом связь чувствительности к наказанию с интернализацией у старших подростков была сильнее, чем у младших. Кроме того, установлено, что защитное действие чувствительности к наказанию в отношении экстернализации было значимо только у девочек. Эти результаты свидетельствуют о значении мотивационных систем мозга для развития нормальных и аномальных особенностей поведения и эмоционального реагирования.} }