TY - JOUR TI - Почему психологи не знают математику? Влияние актуализации профессиональных стереотипов на решение математических задач T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - стереотипы KW - стереотипная угроза KW - отношение к статистике AB - Стереотипная угроза - важный фактор, оказывающий влияние на учебные и профессиональные достижения человека. Источником подобной угрозы служат стереотипы, в которых подчеркивается неспособность членов определенной социальной группы  решать конкретные задачи. В данном исследовании было проанализировано влияние стереотипов, касающихся психологов («психологи не способны к математике»), на отношение студентов-психологов к курсу статистики и качество решения ими математических задач. Мы предположили, что актуализация в сознании студентов-психологов стереотипной угрозы ухудшает их отношение к курсу статистики и понижает качество решения математических задач. Однако ее влияние зависит от личностных ресурсов, которыми обладают студенты: чем выше самоэффективность и жизнестойкость человека, тем меньше он подвержен воздействию негативных стереотипов. В исследовании приняли участие 94 студента-психолога, недавно приступившие к изучению статистики. Члены одной экспериментальной группы подвергались воздействию стереотипной угрозы, а члены другой - нет. Для этого у членов первой группы актуализировали негативные стереотипы: рассказывали о том,  что, по данным исследований, психологи хуже решают математические задачи, чем представители других специальностей. В то же время  у членов второй группы такие стереотипы не актуализировали. После этого все респонденты заполняли методики для измерения самоэффективности и жизнестойкости, оценивали свое отношение к курсу статистики, а также решали ряд математических задач. В соответствии с гипотезами результаты исследования продемонстрировали, что стереотипная угроза действительно понижает эффективность решения математических задач и ухудшает отношение к курсу статистики. Однако ее влияние опосредуется самоэффективностью и одним из компонентов жизнестойкости - вовлеченностью. AU - О. А. Гулевич AU - Е. А. Орел AU - М. Б. Бурова UR - https://psy-journal.hse.ru/2017-14-1/205843000.html PY - 2017 SP - 88-104 VL - 14