@ARTICLE{26583223_205842910_2017, author = {П. А. Сабадош}, keywords = {, эстетическая отзывчивость, психометрика, гендерные различия, учебная специализациямультичертная-мультиметодная модель}, title = {Русская версия Шкалы сопричастности красоте EBS (the Engagement With Beauty Scale): многочертная-многометодная модель (на английском языке)}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2017}, volume = {14}, number = {1}, pages = {7-21}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2017-14-1/205842910.html}, publisher = {}, abstract = {Целью работы была адаптация на русском языке опросника EBS, измеряющего эстетическую отзывчивость на красоту природы, искусства, идей и нравственного поведения. Кроме этого проверялись предположение об отзывчивости на красоту техники как составляющей эстетической отзывчивости, а также многочертная-многометодная (МТММ) модель, выделяющая в структуре EBS дополнительно шкалы сопричастности: когнитивной, телесной, эмоциональной, духовной. Перевод оригинального опросника был дополнен экспериментальной шкалой Красоты Техники и заполнялся учащимися лицея г. Екатеринбурга 14−17 лет, n = 191, девушек 48%, юношей 52% из классов с углубленным изучением математики, естественных либо гуманитарных наук. Конфирматорный факторный анализ подтвердил консистентность шкалы Красоты Идей первоначальной структуре EBS (шкала добавлена позднее и требовала отдельной валидизации). Красота Техники не обнаружила консистентности с EBS, поэтому была исключена из анализа. МТММ модель показала хорошую пригодность, при том что половина нагрузок у шкал сопричастности не достигала значимого уровня. В анализе надежности коэффициент α Кронбаха достигал 0.92 для суммарного показателя EBS; 0.82-0.90 для шкал красоты и 0.66-0.75 для шкал сопричастности. Дисперсионный анализ выявил более высокие общие показатели EBS у девушек относительно юношей, а также у гуманитариев и физиков по сравнению с химиками и математиками. Кроме того, у девушек и юношей различались усредненные профили шкал как красоты, так и сопричастности. Внутригрупповые факторы вида красоты и сопричастности также взаимодействовали. Таким образом, на выборке академически успешных подростков русская версия EBS проявила хорошие психометрические характеристики; МТММ модель соответствовала данным. Выявленные различия в эстетической отзывчивости, связанные с полом и учебной специализацией респондента, также подтверждают валидность опросника и уместность предложенной модели.}, annote = {Целью работы была адаптация на русском языке опросника EBS, измеряющего эстетическую отзывчивость на красоту природы, искусства, идей и нравственного поведения. Кроме этого проверялись предположение об отзывчивости на красоту техники как составляющей эстетической отзывчивости, а также многочертная-многометодная (МТММ) модель, выделяющая в структуре EBS дополнительно шкалы сопричастности: когнитивной, телесной, эмоциональной, духовной. Перевод оригинального опросника был дополнен экспериментальной шкалой Красоты Техники и заполнялся учащимися лицея г. Екатеринбурга 14−17 лет, n = 191, девушек 48%, юношей 52% из классов с углубленным изучением математики, естественных либо гуманитарных наук. Конфирматорный факторный анализ подтвердил консистентность шкалы Красоты Идей первоначальной структуре EBS (шкала добавлена позднее и требовала отдельной валидизации). Красота Техники не обнаружила консистентности с EBS, поэтому была исключена из анализа. МТММ модель показала хорошую пригодность, при том что половина нагрузок у шкал сопричастности не достигала значимого уровня. В анализе надежности коэффициент α Кронбаха достигал 0.92 для суммарного показателя EBS; 0.82-0.90 для шкал красоты и 0.66-0.75 для шкал сопричастности. Дисперсионный анализ выявил более высокие общие показатели EBS у девушек относительно юношей, а также у гуманитариев и физиков по сравнению с химиками и математиками. Кроме того, у девушек и юношей различались усредненные профили шкал как красоты, так и сопричастности. Внутригрупповые факторы вида красоты и сопричастности также взаимодействовали. Таким образом, на выборке академически успешных подростков русская версия EBS проявила хорошие психометрические характеристики; МТММ модель соответствовала данным. Выявленные различия в эстетической отзывчивости, связанные с полом и учебной специализацией респондента, также подтверждают валидность опросника и уместность предложенной модели.} }