TY - JOUR TI - Моделирование взаимоотношений между когнитивными способностями и экономическими достижениями (на английском языке) T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - интеллект KW - компетенции KW - человеческий капитал KW - ВВП KW - решение задач AB - Как экономисты, так и психологи показали большое значение когнитивных способностей и компетенций для экономических достижений. За большинством этих исследований стоит представление, что более способные и образованные люди достигают лучших результатов в экономике. Это представление, безусловно, справедливо как отражение общей тенденции, однако оно не объясняет скромные экономические достижения ряда стран с высоким уровнем развития человеческого капитала. Авторы предполагают, что связь человеческих компетенций с экономическими достижениями опосредована решением задач. Производство товаров и услуг основано на решении задач по их проектированию, изготовлению, доставке и т.д. Качество решения задач зависит от человеческих компетенций и, в свою очередь, определяет экономические достижения. Что еще более важно, выбор экономических задач для решения создает или, напротив, уничтожает возможность применения высококвалифицированного труда и, следовательно, достаточно полной реализации человеческого капитала в экономических достижениях. В статье предлагается математическая модель, основанная на указанных предпосылках. Результаты, сгенерированные с помощью этой модели, воспроизводят основные данные Р. Линна и Т. Ванханена (2002). Так, модель показывает нелинейное возрастание экономических достижений с повышением среднего интеллекта стран, а также параллельное возрастание дисперсии между различными странами. Таким образом, можно заключить, что предложенная модель неплохо объясняет эмпирические данные о связи интеллекта с экономическими достижениями. AU - С. Г. Куливец AU - Д. В. Ушаков UR - https://psy-journal.hse.ru/2016-13-4/198126879.html PY - 2016 SP - 636-648 VL - 13