@ARTICLE{26583223_186649194_2016, author = {Д. И. Дубров and А. Н. Татарко}, keywords = {, индивидуальные ценности, межпоколенная трансмиссия ценностей, сходства ценностейсоциализация}, title = {Межпоколенная трансмиссия ценностей в городской и сельской среде}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2016}, volume = {13}, number = {2}, pages = {299-309}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2016-13-2/186649194.html}, publisher = {}, abstract = {Исследование посвящено рассмотрению трансмиссии индивидуальных ценностей, в частности влияния социально-культурного контекста проживания (городская и сельская среда) на сходство и различие ценностей подростков и их родителей. Методом исследования являлся социально-психологический опрос. В качестве инструментария использовался опросник индивидуальных ценностей Ш. Шварца (PVQ-R).  В ходе исследования были опрошены представители двух поколений россиян: родители и подростки из 91 московской семьи и 62 семьи в сельской местности (n=306 человек). При математико-статистической обработке данных использовались: t-критерий Стьюдента, внутриклассовая корреляция и множественный дисперсионный анализ. В результате исследования установлено, что внутрисемейное сходство в выраженности ценностей, входящих в блоки Открытость изменениям, Самоутверждение и Самопреодоление несколько выше в семьях, проживающих в городе, чем в семьях, проживающих в селе, а сходство ценностей блока Сохранение выше в семьях, проживающих в селе. Также установлено, что ценности подростков более сходны с ценностями сверстников, чем с ценностями родителей как в городском, так и в сельском социумах. Но при этом были выявлены ценностные различия между городскими и сельскими семьями. Наибольшие различия наблюдались по ценностному  блоку Самопреодоление. В семьях, проживающих в городе, сходство по данному ценностному блоку выше, чем в семьях, проживающих в сельской местности. В обеих выборках наблюдались два варианта трансмиссии ценностей: от родителей к детям и влияние ценностей друзей-сверстников, а также социально-культурного контекста (места проживания). В городском социуме лучше передаются ценности блока Самопреодоление, а в сельском - ценности блока Сохранение.}, annote = {Исследование посвящено рассмотрению трансмиссии индивидуальных ценностей, в частности влияния социально-культурного контекста проживания (городская и сельская среда) на сходство и различие ценностей подростков и их родителей. Методом исследования являлся социально-психологический опрос. В качестве инструментария использовался опросник индивидуальных ценностей Ш. Шварца (PVQ-R).  В ходе исследования были опрошены представители двух поколений россиян: родители и подростки из 91 московской семьи и 62 семьи в сельской местности (n=306 человек). При математико-статистической обработке данных использовались: t-критерий Стьюдента, внутриклассовая корреляция и множественный дисперсионный анализ. В результате исследования установлено, что внутрисемейное сходство в выраженности ценностей, входящих в блоки Открытость изменениям, Самоутверждение и Самопреодоление несколько выше в семьях, проживающих в городе, чем в семьях, проживающих в селе, а сходство ценностей блока Сохранение выше в семьях, проживающих в селе. Также установлено, что ценности подростков более сходны с ценностями сверстников, чем с ценностями родителей как в городском, так и в сельском социумах. Но при этом были выявлены ценностные различия между городскими и сельскими семьями. Наибольшие различия наблюдались по ценностному  блоку Самопреодоление. В семьях, проживающих в городе, сходство по данному ценностному блоку выше, чем в семьях, проживающих в сельской местности. В обеих выборках наблюдались два варианта трансмиссии ценностей: от родителей к детям и влияние ценностей друзей-сверстников, а также социально-культурного контекста (места проживания). В городском социуме лучше передаются ценности блока Самопреодоление, а в сельском - ценности блока Сохранение.} }