TY - JOUR TI - Сплоченность, сходство и значимость в изображениях родительских и детских фигур на рисунках детей в итальянских семьях и детей албанских и сербских иммигрантов, проживающих в Италии (на английском языке) T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - рисунки KW - изображения родительских и детских фигур KW - албанские и сербские иммигранты KW - итальянские дети KW - PAIR AB - Исследование межличностных отношений ребенка с родителями на материале изображений семьи детьми того или иного национального происхождения важно для понимания роли отличительных черт, размера и расположения фигур родителей и ребенка на рисунках в качестве индикаторов различных моделей взаимодействия в разных культурах. Развернутая база данных научных исследований в области интерпретации детских рисунков может облегчить работу в мультикультурных образовательных учреждениях и расширить наше понимание культурного разнообразия в школах. Италия представляет собой идеальный контекст для изучения детско-родительских изображений, поскольку в данной стране в последние годы наблюдается увеличение культурного разнообразия в связи с иммиграцией различных этнических групп. Предметом данного исследования является степень, в которой этот контекст влияет на изображение ребенком сплоченности (межличностных отношениях), сходства (родстве) и значимости (пространственном расположении) детско-родительских фигур, так как эти три понятия служат информационным ресурсом для формирования актуальных процессов изображения межличностных связей с родителями с учетом культурных особенностей. В исследовании использовалась методика PAIR (The Pictorial Assessment of Interpersonal Relationships/Рисуночный тест межличностных отношений), были интерпретированы 326 рисунков детей албанского (n = 59), сербского (n = 85) и итальянского (n = 182) происхождения. По результатам проведенной оценки был сделан вывод о том, что на рисунках албанских и сербских детей родительские фигуры изображаются похожими на фигуру ребенка и размещаются рядом с ней, что говорит о меньшей независимости их взаимного расположения. Родительские фигуры на рисунках итальянских детей изображаются крупнее, чем детские, и больше удалены друг от друга. Полученные результаты могут стать важной основой содействия работе в мультикультурных образовательных учреждениях, способствуя распространению в школах знаний о культурном разнообразии. AU - Р. Димитрова UR - https://psy-journal.hse.ru/2016-13-1/179517294.html PY - 2016 SP - 192-213 VL - 13