TY - JOUR TI - Креативность в классическом и компьютерно-опосредованном мозговом штурме T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - креативность KW - мозговой штурм KW - электронный мозговой штурм KW - когнитивная стимуляция AB - В статье анализируются преимущества и недостатки одной из наиболее популярных форм групповой творческой деятельности - мозгового штурма. Его эффективность детерминируется целым рядом факторов, наиболее важными из которых являются  размер группы, а также оригинальность и вариабельность идей, которыми обмениваются её участники. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что негативные факторы, снижающие эффективность мозгового штурма, практически не проявляются в диадах, но их влияние заметно усиливается по мере увеличения размера группы. «Живое» взаимодействие между участниками мозгового штурма также играет важную роль в его успешности. Но эта роль во многом противоречива: в одних случаях такое взаимодействие стимулирует, а в других - угнетает креативность отдельных членов группы. Существует целый ряд модификаций классического мозгового штурма, основанных на опосредованном взаимодействиями между его участниками. Наиболее популярными среди них являются «письменный мозговой штурм » (brainwriting) и «электронный мозговой штурм»  (EBS- electronic brainstorming). Эти методы обладают рядом преимуществ по сравнению с классическим мозговым штурмом, среди которых более высокий уровень анонимности; возможность записать возникшие идеи без задержки сразу после их появления без необходимости ждать момента, когда закончит озвучивать свои идеи другой участник группы; низкий риск доминирования одного или нескольких участников группы. В самом ближайшем будущем могут появиться новые формы мозгового штурма, объединяющие преимущества его проанализированных  выше модификаций. AU - С. Р. Яголковский UR - https://psy-journal.hse.ru/2015-12-4/167447775.html PY - 2015 SP - 184-191 VL - 12