TY - JOUR TI - Феномен «ухода в свои мысли» и его место в континууме сознания T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - сознание KW - континуум сознания KW - внимание KW - сбои внимания KW - уход в свои мысли KW - мечтательность KW - рефлексия KW - метапознание KW - метасознание KW - полнота осознания AB - Феномен «ухода в свои мысли» (англ. термин «mind-wandering») - это особое специфическое состояние сознания, связанное с полным или частичным отключением внимания от восприятия внешней сенсорной информации и его переключением на внутренние ментальные процессы. Данное состояние характеризуется высокой спонтанностью и высокой непроизвольностью в отношении своего содержания. При данном состоянии в сознании возникают мысли, которые генерируются эндогенной ментальной активностью и концентрируются вокруг значимых для личности целей, но при этом негативно интерферируют с обработкой наличной информации, повышая риск возникновения «сбоев внимания» и ошибок в текущей деятельности. С явлением «ухода в свои мысли» связана мечтательность как черта личности. Переходы в состояние «ухода в свои мысли» связаны с конкуренцией между мотивационной значимостью данного процесса в сравнении с мотивационной значимостью текущей эксплицитной деятельности и зависят от процессов когнитивного (исполнительного) контроля. Мотивационная значимость «ухода в свои мысли» определяется не только личностной значимостью конкретного содержания мыслей; данное состояние, видимо, входит в число неотъемлемых потребностей человека, так как обеспечивает анализ прошлого опыта и планирование будущих действий и тем самым является адаптивным приобретением человеческой психики. Феномен «ухода в свои мысли» тесно связан с рядом других психических явлений, таких как рефлексия, метапознание (метасознание) и полнота осознания («mindfulness»). В рамках настоящей статьи вводится подход, позволяющий разделить указанные процессы и обозначить особый статус «ухода в свои мысли» по признаку негативного влияния на текущую деятельность. AU - А. А. Лапина AU - Б. В. Чернышев UR - https://psy-journal.hse.ru/2015-12-4/167444508.html PY - 2015 SP - 13-32 VL - 12