@ARTICLE{26583223_161491358_2015, author = {И. И. Ягияев}, keywords = {, религиозность, атеизм, социальные верования, вера в опасный мир, автономная религиозность, контролируемая религиозностьтеория самодетерминации}, title = {Взаимосвязь веры в опасный мир c религиозностью, атеизмом и религиозным индифферентизмом личности}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2015}, volume = {12}, number = {3}, pages = {165-174}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2015-12-3/161491358.html}, publisher = {}, abstract = {В статье рассматривается различие показателей веры в опасный мир у религиозных, индифферентных по отношению к религии испытуемых и атеистов, а также статистическая взаимосвязь веры в опасный мир с автономной и контролируемой религиозностью в контексте теории самодетерминации. Согласно ряду предшествующих исследований, объективная угроза выживанию и благополучию связана с популярностью религиозных верований и практик, тогда как подъем секуляризма и атеизма последнего времени можно объяснить объективным улучшением качества жизни и, следовательно, субъективного чувства экзистенциальной безопасности. Предполагается, что религиозный способ справляться с неопределенностью и тревогой в окружающем мире является в той или иной степени действенным. Отсюда следует гипотеза, согласно которой в идентичных условиях религиозные испытуемые по сравнению с представителями других групп должны оценивать окружающий мир как не особенно опасный, атеисты - как чрезвычайно опасный. Одним из базовых положений теории самодетерминации является то, что автономная мотивация деятельности, в частности религиозной, имеет положительные психологические последствия, тогда как контролируемая - отрицательные. Данное положение позволило выдвинуть гипотезу, в соответствии с которой в религиозной группе автономная религиозность будет коррелировать с верой в опасный мир позитивно, а контролируемая - негативно. В первом случае подтвердилась контргипотеза - атеисты оценивают мир как достаточно безопасный, религиозные испытуемые - как чрезвычайно опасный, индифферентные по отношению к религии испытуемые демонстрируют средние результаты. Во втором случае не удалось обнаружить сколько-нибудь значимой корреляции между типом религиозности и верой в опасный мир.}, annote = {В статье рассматривается различие показателей веры в опасный мир у религиозных, индифферентных по отношению к религии испытуемых и атеистов, а также статистическая взаимосвязь веры в опасный мир с автономной и контролируемой религиозностью в контексте теории самодетерминации. Согласно ряду предшествующих исследований, объективная угроза выживанию и благополучию связана с популярностью религиозных верований и практик, тогда как подъем секуляризма и атеизма последнего времени можно объяснить объективным улучшением качества жизни и, следовательно, субъективного чувства экзистенциальной безопасности. Предполагается, что религиозный способ справляться с неопределенностью и тревогой в окружающем мире является в той или иной степени действенным. Отсюда следует гипотеза, согласно которой в идентичных условиях религиозные испытуемые по сравнению с представителями других групп должны оценивать окружающий мир как не особенно опасный, атеисты - как чрезвычайно опасный. Одним из базовых положений теории самодетерминации является то, что автономная мотивация деятельности, в частности религиозной, имеет положительные психологические последствия, тогда как контролируемая - отрицательные. Данное положение позволило выдвинуть гипотезу, в соответствии с которой в религиозной группе автономная религиозность будет коррелировать с верой в опасный мир позитивно, а контролируемая - негативно. В первом случае подтвердилась контргипотеза - атеисты оценивают мир как достаточно безопасный, религиозные испытуемые - как чрезвычайно опасный, индифферентные по отношению к религии испытуемые демонстрируют средние результаты. Во втором случае не удалось обнаружить сколько-нибудь значимой корреляции между типом религиозности и верой в опасный мир.} }