@ARTICLE{26583223_148010788_2015, author = {Е. И. Рассказова and Т. Ю. Иванова}, keywords = {, поведение, связанное со здоровьем, поведение, представляющее риск для здоровья, защитное поведение, модели континуума, мотивационные модели, проблема "разрыва" между намерением и действием, проблема "бутылочного горлышка", теория убеждений о здоровье, теория мотивации защитытеория запланированного поведения}, title = {Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема "разрыва" между намерением и действием}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2015}, volume = {12}, number = {1}, pages = {105-130}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2015-12-1/148010788.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена анализу мотивационных моделей (моделей континуума) поведения, связанного со здоровьем (модель убеждений о здоровье, теория мотивации защиты, теория запланированного поведения, социально-когнитивная теория, теория субъективной ожидаемой полезности, модель информации-мотивации-поведенческих навыков). Выявлены общие принципы данных моделей, включающие направленность на предсказание поведения; рассмотрение намерения в качестве ключевого медиатора связи других факторов с поведением; акцент на готовность к действию, а не на процесс реализации поведения. К числу теоретических ограничений такого подхода относятся недоучет иррациональности поведения человека, его динамической составляющей, сложности мотивационной сферы, особенностей взаимодействия между конструктами, возможная подмена объяснения предсказанием, а также так называемая проблема "бутылочного горлышка". Среди эмпирических ограничений выделены проблема "разрыва" между намерением и действием и данные об эффективности интервенций, актуализирующих ассоциативные связи между мотивационными факторами и поведением без изменения выраженности осознанного намерения. Преодоление ограничений происходит либо по пути улучшения предсказания - уточнение или дополнение моделей континуума (модели актуализации стереотипов, выявление модераторов, влияющих на переход от намерения к действию), либо по пути отказа от задачи предсказания поведения в пользу описания его динамики (модели стадий) и/или его объяснения (модели саморегуляции). Задачами дальнейших исследований являются дифференциация предложенных в рамках мотивационных моделей факторов на обладающие объяснительной силой, и индикаторы изменений в поведении и выявление особенностей взаимодействия мотивационных факторов в процессе формирования поведения.}, annote = {Статья посвящена анализу мотивационных моделей (моделей континуума) поведения, связанного со здоровьем (модель убеждений о здоровье, теория мотивации защиты, теория запланированного поведения, социально-когнитивная теория, теория субъективной ожидаемой полезности, модель информации-мотивации-поведенческих навыков). Выявлены общие принципы данных моделей, включающие направленность на предсказание поведения; рассмотрение намерения в качестве ключевого медиатора связи других факторов с поведением; акцент на готовность к действию, а не на процесс реализации поведения. К числу теоретических ограничений такого подхода относятся недоучет иррациональности поведения человека, его динамической составляющей, сложности мотивационной сферы, особенностей взаимодействия между конструктами, возможная подмена объяснения предсказанием, а также так называемая проблема "бутылочного горлышка". Среди эмпирических ограничений выделены проблема "разрыва" между намерением и действием и данные об эффективности интервенций, актуализирующих ассоциативные связи между мотивационными факторами и поведением без изменения выраженности осознанного намерения. Преодоление ограничений происходит либо по пути улучшения предсказания - уточнение или дополнение моделей континуума (модели актуализации стереотипов, выявление модераторов, влияющих на переход от намерения к действию), либо по пути отказа от задачи предсказания поведения в пользу описания его динамики (модели стадий) и/или его объяснения (модели саморегуляции). Задачами дальнейших исследований являются дифференциация предложенных в рамках мотивационных моделей факторов на обладающие объяснительной силой, и индикаторы изменений в поведении и выявление особенностей взаимодействия мотивационных факторов в процессе формирования поведения.} }