TY - JOUR TI -

Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов

T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - эффект превосходства слова KW - зрительный поиск KW - зрительное внимание KW - нисходящие влияния на обработку зрительной информации KW - тест Мюнстерберга AB - В статье представлены результаты экспериментального исследования нисходящих влияний на решение задачи зрительного поиска буквы в больших буквенных массивах. Источником нисходящих влияний может быть как прошлый опыт наблюдателя, так и специальные стратегии решения зрительных задач. В центре данного исследования стоял вопрос о том, могут ли перцептивно не выделенные для наблюдателя слова повлиять на эффективность поиска буквы, входящей в состав слова. Исследование было проведено с использованием авторской модификации классического теста Мюнстерберга для диагностики избирательности внимания. Испытуемые решали задачу поиска заранее заданной буквы в массивах букв, содержащих слова русского языка. В первом условии целевые буквы всегда размещались в словах, о чем испытуемый не был предупрежден. Во втором условии буквы всегда были за пределами слов. В третьем условии массивы букв не содержали слов. Проведенное исследование выявило диссоциацию продуктивных показателей решения задачи и ее субъективной репрезентации: несмотря на то, что условия предъявления объективно не оказали влияния на скорость поиска, испытуемые по-разному оценивали их влияние на решение задачи. Когда целевая буква входила в состав слов, присутствие слов субъективно облегчало решение задачи, а когда целевая буква находилась за пределами слов, присутствие слов субъективно затрудняло ее отыскание. Кроме того, испытуемые вдвое чаще замечали слова в массивах букв, когда целевая буква входила в состав слов. Мы интерпретируем данный результат как диссоциацию нисходящих процессов в обработке зрительной информации и нисходящих влияний на процесс решения задачи зрительного поиска, связанных с укрупнением единиц обработки зрительной информации. AU - М. В. Фаликман UR - https://psy-journal.hse.ru/2014-11-2/132388018.html PY - 2014 SP - 150-159 VL - 11