@ARTICLE{26583223_132384522_2014, author = {О. А. Гулевич and О. А. Аникеенок and И. К. Безменова}, keywords = {, вера в опасный мир, вера в конкурентный мир, авторитаризм, ориентация на социальное доминированиеэтнические предрассудки}, title = {

Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита

}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2014}, volume = {11}, number = {2}, pages = {68-89}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2014-11-2/132384522.html}, publisher = {}, abstract = {Социальные верования - это представления о том, какова сущность других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия. К их числу относится вера в опасный мир (убеждение в том, что общество хаотично, непредсказуемо и агрессивно) и конкурентный мир (убеждение человека в том, что окружающие люди лгут, манипулируют им и стремятся «обыграть» его). В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проверке структурной валидности русскоязычной версии опросников Дж.Даккита для измерения веры в опасный и конкурентный мир. В исследовании приняли участие студенты московских, подмосковных и казанских вузов, а также сотрудники коммерческих организаций (N=1938, Mвозраст=20.24, SDвозраст=4.64). Респонденты заполняли переведенные на русский язык версии опросника для измерения веры в опасный мир, который включал в себя 12 утверждений, и опросника для измерения веры в конкурентный мир, который состоял из 20 утверждений. Для обработки результатов использовался эксплораторный и конфирматорный анализ. Анализ данных, касающихся веры в опасный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает полная двухуровневая модель, при которой все утверждения образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В то же время, анализ данных, касающихся веры в конкурентный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает сокращенная двухуровневая модель, при которой 12 утверждений образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В обсуждении рассматривается культурная специфика русскоязычной версии опросников для измерения социальных верований.}, annote = {Социальные верования - это представления о том, какова сущность других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия. К их числу относится вера в опасный мир (убеждение в том, что общество хаотично, непредсказуемо и агрессивно) и конкурентный мир (убеждение человека в том, что окружающие люди лгут, манипулируют им и стремятся «обыграть» его). В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проверке структурной валидности русскоязычной версии опросников Дж.Даккита для измерения веры в опасный и конкурентный мир. В исследовании приняли участие студенты московских, подмосковных и казанских вузов, а также сотрудники коммерческих организаций (N=1938, Mвозраст=20.24, SDвозраст=4.64). Респонденты заполняли переведенные на русский язык версии опросника для измерения веры в опасный мир, который включал в себя 12 утверждений, и опросника для измерения веры в конкурентный мир, который состоял из 20 утверждений. Для обработки результатов использовался эксплораторный и конфирматорный анализ. Анализ данных, касающихся веры в опасный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает полная двухуровневая модель, при которой все утверждения образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В то же время, анализ данных, касающихся веры в конкурентный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает сокращенная двухуровневая модель, при которой 12 утверждений образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В обсуждении рассматривается культурная специфика русскоязычной версии опросников для измерения социальных верований.} }