TY - JOUR TI -

Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования

T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - субъектность KW - субъектогенез KW - позитивно-ориентированный субъектогенез KW - субъектогенетический подход KW - жизненная навигация KW - жизнестойкость KW - визуально-вербальный семантический дифференциал KW - тревожность KW - самоэффективность AB - В статье описаны сущность и стадии субъектогенеза, в ходе которого индивид развивается как субъект и обретает возможность самодетерминации.  Раскрыты положения субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике, в частности показано, что целенаправленному субъектогенезу и развитию способности индивида к позитивному преодолению жизненных трудностей может способствовать сочетание субъектогенетического подхода (А.С. Огнев, В.А. Петровский), механизмов виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности, предложенных В.А. Петровским, и основных положений современной позитивной психологии, изложенных М. Селигманом в концепции PERMA и идеях о ключевых достоинствах успешной личности. В статье раскрыто содержание и особенности методики реализации образовательного курса «Жизненная навигация»® как пример воплощения целенаправленного и позитивно-ориентированного субъектогенеза (автор - А.С. Огнев).С помощью традиционных методик и визуально-вербального семантического дифференциала, реализованного с использованием высокочастотной системы трекинга глаз SMI Hi-Speed 1250, продемонстрированы возможности целенаправленного и позитивно-ориентированного развития субъектности при освоении образовательного курса «Жизненная навигация»®. Показано, что задействование предложенных В.А. Петровским методов виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию студента, контролировать степень психологического воздействия на личность учащегося и укреплять его обоснованную уверенность в своих собственных силах, культивировать здоровый оптимизм. Результаты образовательной деятельности учащихся при описанном подходе одновременно служат и мерой сформированности универсальных компетенций, и важнейшим персонологическим основанием жизненного успеха, благополучия и процветания личности. AU - А. С. Огнев AU - Э. В. Лихачева UR - https://psy-journal.hse.ru/2014-11-2/132382405.html PY - 2014 SP - 51-67 VL - 11