TY - JOUR TI - Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - субъект KW - субъектность KW - полисубъект KW - субъект-субъектное взаимодействие KW - субъект-объектное взаимодействие KW - полисубъектное взаимодействие KW - общность «учитель – обучающиеся» AB - Приведены методологические основания разрабатываемого автором полисубъектного подхода к педагогическому взаимодействию. Раскрыта сущность понятия полисубъектного взаимодействия среди других видов педагогического взаимодействия. Это понятие определяется автором как такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность, особую степень близости отношений, наиболее благоприятные условия для развития и характеризуется  особым типом общности - полисубъектом. Полисубъект  понимается как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях. Сущность полисубъекта проявляется в способности к творческой  активности, к осознанию системы отношений между субъектами, к образованию общего семантического пространства, а также в способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект, развивая субъект-субъектные отношения с другими общностями. В системе развивающего образования полисубъектное взаимодействие в общности «учитель - обучающиеся» является результатом развития субъектности всех членов общности. В качестве видов взаимодействия рассмотрены субъектно-отчужденное, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействия. В рамках последнего выделяются деятельно-ценностное и собственно полисубъектное. Представлена также типология общностей, образующихся в процессе разных видов взаимодействия, включающая совокупность предсубъектов, атомарный коллективный субъект, корпоративный коллективный субъект и полисубъект. Критериальными признаками полисубъектности, отражающими важнейшие свойства субъектности -  способность к познанию, формированию отношения и преобразованию - выступают соответственно способность к рассмотрению себя и общности как целостности, способность к осознанию системы отношений между субъектами и направленность деятельности на развитие  себя и другого. AU - И. В. Вачков UR - https://psy-journal.hse.ru/2014-11-2/132380492.html PY - 2014 SP - 36-50 VL - 11