@ARTICLE{26583223_124964330_2014, author = {А. А. Котов and М. Бангура}, keywords = {, формирование понятий, ярлык, семантическая память, категоризациявосприятие}, title = {Влияние предыдущих знаний на открытие правил категоризации и их изменение в процессе использования}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2014}, volume = {11}, number = {1}, pages = {164-173}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2014-11-1/124964330.html}, publisher = {}, abstract = {В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. В основе нашего эксперимента лежит процедура, использованная в эксперименте Э.Висневски и Д.Медина (1994), однако мы давали испытуемым не только задачу создать правило для категоризации рисунков, как в оригинальном эксперименте, но и использовать это правило для категоризации новых рисунков и при этом оценивали, как часто испытуемые будут изменять первоначальное правило и как именно они будут это делать. В исследовании приняли участие 114 студентов из нескольких вузов. Испытуемые попадали в одно из четырех условий. В первом условии испытуемые получали инструкцию, что рисунки были созданы детьми с высокой и низкой креативностью (теоретическая группа). Во втором условии - что рисунки рисовали дети из группы А и В (стандартная группа). Испытуемые в третьей группе получали нерелевантное теоретическое знание. Испытуемые в четвертой группе получала инструкцию, что рисунки рисовали дети из группы А и В, как в стандартной группе, но дополнительно мы давали им пример рисунка ребенка из группы А и из группы В (стандартная группа с примерами). В результате исследования оказалось, что при категоризации на основе подходящих предыдущих знаний (теоретическая группа), в отличие от условий, когда такой основы не было (стандартная группа, группа с нерелеватным знанием и группа с примерами), испытуемые не только открывали более сложные и абстрактные правила, но и потом гораздо чаще изменяли их при последующем использовании, когда категоризовали новые объекты. Еще одним важным открытием в исследовании было то, что после изменений правил категоризации в процессе их использования во всех экспериментальных группах по содержанию эти правила категоризации становились более сложными и абстрактными. Мы обсуждаем результаты исследования, как присутствие в категоризации двух этапов - поиске в семантической памяти готовых обобщений и адаптации этих знаний к текущим условиям.}, annote = {В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. В основе нашего эксперимента лежит процедура, использованная в эксперименте Э.Висневски и Д.Медина (1994), однако мы давали испытуемым не только задачу создать правило для категоризации рисунков, как в оригинальном эксперименте, но и использовать это правило для категоризации новых рисунков и при этом оценивали, как часто испытуемые будут изменять первоначальное правило и как именно они будут это делать. В исследовании приняли участие 114 студентов из нескольких вузов. Испытуемые попадали в одно из четырех условий. В первом условии испытуемые получали инструкцию, что рисунки были созданы детьми с высокой и низкой креативностью (теоретическая группа). Во втором условии - что рисунки рисовали дети из группы А и В (стандартная группа). Испытуемые в третьей группе получали нерелевантное теоретическое знание. Испытуемые в четвертой группе получала инструкцию, что рисунки рисовали дети из группы А и В, как в стандартной группе, но дополнительно мы давали им пример рисунка ребенка из группы А и из группы В (стандартная группа с примерами). В результате исследования оказалось, что при категоризации на основе подходящих предыдущих знаний (теоретическая группа), в отличие от условий, когда такой основы не было (стандартная группа, группа с нерелеватным знанием и группа с примерами), испытуемые не только открывали более сложные и абстрактные правила, но и потом гораздо чаще изменяли их при последующем использовании, когда категоризовали новые объекты. Еще одним важным открытием в исследовании было то, что после изменений правил категоризации в процессе их использования во всех экспериментальных группах по содержанию эти правила категоризации становились более сложными и абстрактными. Мы обсуждаем результаты исследования, как присутствие в категоризации двух этапов - поиске в семантической памяти готовых обобщений и адаптации этих знаний к текущим условиям.} }