@ARTICLE{26583223_124964277_2014, author = {Л. А. Александрова}, keywords = {, субъективная витальность, психодиагностика, апробация, психометрические показателисубъективное благополучие}, title = {Субъективная витальность как предмет исследования}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2014}, volume = {11}, number = {1}, pages = {133-163}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2014-11-1/124964277.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена обсуждению результатов апробации русскоязычной версии методики субъективной витальности, разработанных в рамках теории самодетерминации Р.Райаном и С. Фредерик. Приводится теоретический обзор основных зарубежных философских и психологических подходов и исследований, посвященных проблеме витальности, дается перевод двух шкал методик: 1) шкалы витальности как состояния и 2) шкалы диспозиционной витальности  и характеристика этих шкал.  Приведены психометрические показатели обеих шкал субъективной витальности, ориентировочные нормы по обеим шкалам, а также результаты применения обеих шкал субъективной витальности  в серии исследований, проведенных  автором в период с 2099 до 2012 гг. на  различных выборках. Показано, что в результате анализа взаимосвязей, полученных в ходе серии  исследований с использованием шкал субъективной витальности, выявлены как феномены, сопоставимые с данными зарубежных исследований, так и ране не исследованные, в частности, с осмысленностью жизни. Выявленные взаимосвязи  отражены в  сводных таблицах. Обсуждаются взаимосвязи субъективной витальности с личностными ресурсами (осмысленность жизни, жизнестойкость, толерантность к неопределенности и др.), уровнем социально-психологической адаптации, предпочтением конструктивных и защитных стратегий совладания с жизненными трудностями, удовлетворенностью жизнью и социальной поддержкой. Показано, что субъективная витальность может рассматриваться как один из важнейших  личностных ресурсов.  В ходе обсуждения исследований, проведенных с использованием шкал субьективной витальности,  доказывается, что русскоязычная версия шкалы Vt-d показала себя как надежный инструмент исследования, не подверженный выраженному влиянию мотивационного искажения, однако, испытывающий некоторые влияние плохого самопонимания и повышенной самокритичности испытуемого.}, annote = {Статья посвящена обсуждению результатов апробации русскоязычной версии методики субъективной витальности, разработанных в рамках теории самодетерминации Р.Райаном и С. Фредерик. Приводится теоретический обзор основных зарубежных философских и психологических подходов и исследований, посвященных проблеме витальности, дается перевод двух шкал методик: 1) шкалы витальности как состояния и 2) шкалы диспозиционной витальности  и характеристика этих шкал.  Приведены психометрические показатели обеих шкал субъективной витальности, ориентировочные нормы по обеим шкалам, а также результаты применения обеих шкал субъективной витальности  в серии исследований, проведенных  автором в период с 2099 до 2012 гг. на  различных выборках. Показано, что в результате анализа взаимосвязей, полученных в ходе серии  исследований с использованием шкал субъективной витальности, выявлены как феномены, сопоставимые с данными зарубежных исследований, так и ране не исследованные, в частности, с осмысленностью жизни. Выявленные взаимосвязи  отражены в  сводных таблицах. Обсуждаются взаимосвязи субъективной витальности с личностными ресурсами (осмысленность жизни, жизнестойкость, толерантность к неопределенности и др.), уровнем социально-психологической адаптации, предпочтением конструктивных и защитных стратегий совладания с жизненными трудностями, удовлетворенностью жизнью и социальной поддержкой. Показано, что субъективная витальность может рассматриваться как один из важнейших  личностных ресурсов.  В ходе обсуждения исследований, проведенных с использованием шкал субьективной витальности,  доказывается, что русскоязычная версия шкалы Vt-d показала себя как надежный инструмент исследования, не подверженный выраженному влиянию мотивационного искажения, однако, испытывающий некоторые влияние плохого самопонимания и повышенной самокритичности испытуемого.} }