TY - JOUR TI - Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - речь KW - категориальный эффект восприятия KW - категоризация KW - слово KW - память AB - В исследовании мы изучали влияние слов на эффект категориальности восприятия, который выражается в снижении памяти на индивидуальные особенности объектов в том случае, если они относятся к общей категории. В эксперименте испытуемые запоминали внешний вид новых для них объектов (изображения бабочек) в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Мы варьировали степень внимания испытуемых к названию объектов. В одной группе, с произношением названий, испытуемые получали указание, что в инструкции бабочки будут называться двумя именами (искусственные слова: «тульница» и «дарянка»), и они должны были произносить эти названия. В другой группе, с произношением указание на месторасположение, дополнительно к названию испытуемые получали подсказку, где будет бабочка, и должны были прочитать вслух только слово, обозначающее месторасположение. Согласно нашей гипотезе, слова создают категориальный эффект восприятия не всегда, когда они сопровождают действия с объектами, но лишь тогда, когда при этом внимание человека направлено на это название. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. В отличие от предыдущих экспериментов (Lupyan, 2008; Котов и др., 2012) мы доказали, что самого слова при восприятии объектов не достаточно для того, чтобы возник эффект категориальности восприятия. В том случае, когда внимание человека направлено на вербальное указание  на месторасположение объекта, название объекта, которое остается за пределами внимания, не создает отношения к объектам как к общей группе. AU - А. А. Котов AU - Т. Н. Котова UR - https://psy-journal.hse.ru/2013-10-3/91969108.html PY - 2013 SP - 75-85 VL - 10