@ARTICLE{26583223_26673971_2009, author = {В. М. Розин}, keywords = {, методология психологии, идеалы научного познанияроссийская психология}, title = {Психология: иллюзии идентификации и самоопределения}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2009}, volume = {6}, number = {4}, pages = {3-23}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2009-6-4/26673971.html}, publisher = {}, abstract = {В статье в форме виртуального диалога, происходящем между психологом и методологом, анализируется ситуация, сложившаяся в современной российской психологии. Обсуждается, во что вылились подходы и программы, намеченные ведущими психологами в ХХ столетии, почему в психологии не удается реализовать естественно(научный эксперимент, падает значение теории деятельности, «зависла» культурно(историческая концепция Л.С. Выготского, психологическая практика мало эффективна. Обосновывается, что психология стоит на пороге принципиально нового этапа своего развития: для нее характерна ориентация на несколько разных идеалов научного познания, общий сдвиг познания в область идеалов гуманитарной науки, создание психологических практик. Одни программы построения психологии исчерпали себя, другие только складываются. Во всех случаях современное психологическое знание и познание должны быть методологически оснащенными, диалогичными, отзываться на живые проблемы времени, способствовать духовному росту человека, лучшему пониманию им самого себя.}, annote = {В статье в форме виртуального диалога, происходящем между психологом и методологом, анализируется ситуация, сложившаяся в современной российской психологии. Обсуждается, во что вылились подходы и программы, намеченные ведущими психологами в ХХ столетии, почему в психологии не удается реализовать естественно(научный эксперимент, падает значение теории деятельности, «зависла» культурно(историческая концепция Л.С. Выготского, психологическая практика мало эффективна. Обосновывается, что психология стоит на пороге принципиально нового этапа своего развития: для нее характерна ориентация на несколько разных идеалов научного познания, общий сдвиг познания в область идеалов гуманитарной науки, создание психологических практик. Одни программы построения психологии исчерпали себя, другие только складываются. Во всех случаях современное психологическое знание и познание должны быть методологически оснащенными, диалогичными, отзываться на живые проблемы времени, способствовать духовному росту человека, лучшему пониманию им самого себя.} }