TY - JOUR TI - Становление модели психического в условиях семейной депривации T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - модель психического KW - понимание эмоций KW - семейная депривация AB - В работе изучались особенности понимания эмоций как показателя развития модели психического детьми, воспитывающимися в условиях семейной депривации. Исследование показало, что такие дети обнаруживают дефицит модели психического по сравнению с детьми из семей. Дети из дома ребенка (в возрасте 5-6 лет) хуже, чем их ровесники из семьи, распознают отрицательные эмоции, кроме гнева, что свидетельствует о важности его распознавания для детей-сирот. При изображении своих эмоциональных состояний и эмоций Другого дети из дома ребенка в рисунках используют стереотипный символ, что характерно для детей из семьи в возрасте 3-4 лет при изображении эмоций Другого. Наиболее ярко дефицит модели психического у детей в условиях семейной депривации проявился в непонимании рассогласования каузального и экспрессивного компонентов эмоций, в использовании неэффективных стратегий снятия противоречий, кроме эмоции гнева. AU - А. В. Хачатурова AU - Е. А. Сергиенко UR - https://psy-journal.hse.ru/2009-6-2/26742229.html PY - 2009 SP - 161-172 VL - 6