TY - JOUR TI - Роль намерения взрослого в эффекте чрезмерного подражания T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - эффект чрезмерного подражания KW - мышление в дошкольном возрасте KW - распознавание намерения AB - В статье проверяется предположение относительно механизма эффекта чрезмерного подражания. Эффект состоит в том, что при столкновении с новым объектом, который демонстрирует взрослый, дети склонны воспроизводить неэффективный способ действия взрослого; при том что контрольная группа детей того же возраста, которая сталкивается с объектом без посредничества взрослого, практически безошибочно находит эффективный способ действия. Традиционные позиции при исследовании механизма этого эффекта занимают сторонники социального (авторитет взрослого, стереотипы ситуации) и каузального объяснения (искажение репрезентации каузальной структуры объекта). Проведенный нами эксперимент показывает, что эффект чрезмерного подражания зависит в значительной степени от намерения взрослого, за действиями которого наблюдает ребенок. Это означает, что искажение каузальной структуры имеет свою причину, и эта причина, по-видимому, социальна по своей природе, хотя и не поверхностно-, вербально-социальна. AU - Т. Н. Котова AU - А. О. Преображенская UR - https://psy-journal.hse.ru/2009-6-1/26743534.html PY - 2009 SP - 152-158 VL - 6