TY - JOUR TI - Социально-психологическая модель восприятия чужого: идентичность, знание, амбивалентнсть T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики AB - Восприятие чужого в современных социально-психологических исследованиях - новая тема. Основываясь на философском и социологическом подходах, Шеффер и Шлёдер представили модель восприятия чужого (Schäfer, Schlöder, 1994). В рамках этой концепции чужое понимается в контексте самопонимания и самоопределения (идентичности) воспринимающего человека или социальной структуры. В качестве главных компонентов идентичности рассматриваются предписывающие, то есть направляющие поведение компоненты собственного знания, которые, будучи связаны с социальными ценностями, относятся также и к потребности в признании. Предполагается, что чужое сигнализирует об отклонении от главных аспектов идентичности человека и тем самым ставит под сомнение его собственную идентичность. Из-за недостатка информации и опыта контактов с чужим человеком индивид какое-то время не может решить, как следует понимать это отклонение - как благоприятный шанс или как опасность. В результате возникает амбивалентная реакция. Наряду с этой неосведомленностью в узком смысле в данной модели рассматриваются также последующие этапы восприятия чужого, которые, однако, приводят к возникновению других по качеству реакций (безразличия или негативного и позитивного отношения). AU - Б. Шефер AU - М. Скарабис AU - Б. Шлёдер UR - https://psy-journal.hse.ru/2004-1-1/27509352.html PY - 2004 SP - 24-51 VL - 1